Однако такой массовый «переход на русский» вызвал возмущение президента Виктора Ющенко, который заявил, что суды отменят решения региональных парламентариев, так как такие вопросы находятся в ведении Верховной рады.
В 2006 году в парламент страны члены трех фракций, образующих антикризисную коалицию, внесли законопроект «О языках Украины», в котором четко выписан статус украинского языка как государственного.
В целях поддержки образования на русском языке на Украине необходимо разработать программу «Русская школа», предусматривающую адресную поддержку уже существующих и создание новых средних школ и высших учебных заведений, содействие становлению сообщества преподавателей русского языка и литературы на Украине.
Необходимо привлечь российский и украинский бизнес к поддержке русской школы и русского высшего образования на Украине, в том числе путем косвенного материального стимулирования, которое, в свою очередь, должно быть построено таким образом, чтобы повышать заинтересованность в развитии экономических взаимосвязей (например, льготные таможенные и налоговые режимы). Напомним, что подобный проект предполагалось реализовать в Латвии в середине 1990-х годов с участием латвийских бизнесменов русского происхождения. По всей видимости, его реализация в тот момент позволила бы как избежать современной социальной напряженности в Латвии, с неизбежностью ведущей к росту осложнений в отношениях России с ЕС и балтийскими государствами, так и более тесно «привязать» экономику балтийских стран к экономике России. Важно не упустить аналогичные возможности в отношении Украины.
Как и в случае поддержки институтов общего культурного пространства, важную роль должно играть содействие украинским ассоциациям в сфере изучения русского языка и литературы. На сегодняшний день наиболее важной ассоциацией этого типа является Украинская ассоциация преподавателей русского языка и литературы. В 2004 г. на Украине учреждена негосударственная образовательная организация Украинская академия русистики, в задачи которой входит проведение научных исследований, координация научных и учебных программ по проблемам русской истории, культуры, образования, языка, соотечественников и др. В рамках проекта создан также «Русский издательский дом», в задачи которого входит выпуск русскоязычной литературы и учебников для русских школ. В 2004 г. появился Совет директоров школ Украины с углубленным изучением русского языка, литературы, культуры.
Помимо собственно украинских организаций и учреждений, важную роль может сыграть также поддержка деятельности российских ВУЗов и школ в регионе. Украина представляет собой привлекательный рынок для услуг российского высшего образования, поэтому развитие сотрудничества в этой сфере будет содействовать развитию и российской образовательной системы. Уже в настоящее время сотрудничество между российскими и украинскими учебными заведениями носит значительный характер (Приложение 6), в отличие от недостаточно развитых контактов на государственном уровне. Государственная Дума РФ с этой точки зрения может осуществлять формирование правовой базы межвузовского сотрудничества, а также контролировать финансирование программ международного сотрудничества в сфере образования через российский государственный бюджет.
Расширение грантовых программ по обучению украинских школьников на Украине, научному обмену между странами также представляется важным элементом сотрудничества. Опыт большинства европейских стран (и, прежде всего, – Германии) показывает, что подобная политика важна не только с культурной, но и с экономико-политической точки зрения, формируя благоприятное отношение к стране и (при необходимости) обеспечивая приток квалифицированной рабочей силы. Не менее важную роль играют и программы обмена школьниками между Россией и Украиной.
Таким образом, в отношении защиты русского языка на Украине необходимо:
1. Изучать каждый конкретный случай ухудшения ситуации с преподаванием русского языка и выяснять вызвавшие его причины.
2. Определить потребности в школах, оборудовании, литературе, исходя из региональной специфики на Украине, и определить потребности в финансовых ресурсах.
3. Активно привлекать российский бизнес, осуществляющий инвестиции на Украине, к поддержке школ, обучение в которых проводится на русском языке.
4. Создать Совет по русскому языку при Президенте или Правительстве Украины. Подобная организация могла бы сконцентрироваться на решении указанной проблемы и доносить консолидированную позицию российской стороны по данному вопросу до украинского руководства.
Историко-культурная близость, этническое и языковое родство России и Украины создают благоприятные условия для взаимодействия между этими странами. В широком смысле Россия может претендовать на статус великой державы, только будучи интегрированной с Украиной, но непременным условием новой стратегии России на Украине должен стать отказ от устойчивого психологического комплекса российского превосходства. В отличие от России Украина не может претендовать на великодержавное наследство. Без России Украина обречена на роль провинциального захолустья.
Другие статьи:
Корин Павел Дмитриевич
Корин Павел Дмитриевич (1892-1967), русский художник. Родился в Палехе 25 июня (7 июля) 1892 в семье иконописца. В 1912 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1916. Среди его наставников были К.А.Кор ...
Материалы для изготовления форм
Для вакуум-процесса используются синтетическая пленка, пески без связующих компонентов и вакуум.
Формовочные пески.
При изготовлении форм для стального, чугунного и цветного литья рекомендуется применять обычный кварцевый песок по ГОСТ 2 ...
О "фантастических" возможностях генофонда человека
Сложнее с вопросом “состыковки” генокода и социокода (культуры), ее роли в процессе становления личности. И не только отдельно взятой личности, но и в деле формирования мышления целых этносов. Здесь софистика не пытается сдавать свои пози ...