Прежде чем приступить к осмыслению вопроса о народном творчестве, нужно проследить и рассмотреть этапы его развития. В этой главе я буду отмечать важнейшие этапы развития славянской народности, мировоззрение, верования, обряды идущие из глубины тысячелетий.
Народные сказки, хороводы и песнопения , былины и думы, красочные и глубокие по смыслу свадебные обряды, народные вышивки, художественная резьба по дереву- все это может быть исторически осмысленно только с учетом древнего языческого миропонимания.
Расставим этапы славянского язычества в хронологическом порядке:
1. Славяне первоначально «клали требы упырям и берегиням»,
2. Под влиянием средиземноморских культов славяне «начинали трапезу ставши Роду и Рожаницам»,
3 .Выдвинулся культ Перуна (возглавлявшего список древних богов),
4. По принятию христианства « Перуна отринута» но «оттай» молились как комплексу богов, возглавляемому Перуном, так и более древним Роду и Рожаницам.
1. Первая эпоха- поклонение и принесение жертв упырям и берегиням. Все это разные формы моления о плодородии, о своевременных дождях, которыми очевидно ведали вилы-берегини. Берегини-русалки, но только не в том позднем понимании их, какое отражено в фольклоре в художественной литературе XIX в.(зловредные и коварные утопленницы), а в том, которое сохранилось в болгарском фольклоре о вилах, красивых крылатых девах, заботящихся о посевах и о дожде для нив.
Упыри и берегини - древние, архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал - злого и доброго, враждебного человеку и оберегающего человека. Позднейшие сирены с птичьим или рыбьим обличьем, вероятно, являются уже некоторым видоизменением первоначальных представлений; об этом говорит и двойственность образа (девушка- птица и девушка- рыба), что являлось попыткой выразить, с одной стороны, родство со стихиями воды и воздуха, с другой - родство с самим человеком.
2. Нарушая хронологическую последовательность, рассмотрим не Рода и рожаниц, культ которых идет за культом упырей и берегинь, а третью, последнюю стадию славянского язычества, непосредственно предшествовавшую принятию христианства- поклонению Перуну. При описании языческой реформы Владимира на первом месте среди шести важнейших богов поставлен Перун. С другой стороны, в поучениях против язычества XI-XII вв. мы наблюдаем очень спокойное отношение к Перуну: авторам- церковникам культ Перуна не представлялся главным среди различных языческих заблуждений; Перун расценивался на равнее с другими богами. Разгадку этого противоречия нашел Е.В. Аничков, показавший, что «культ Перуна - дружинно-княжеский культ киевских Игоревичей », прямо связанный с рождением государственности и в силу этого культ молодой, недавний.
В трехступенчатой периодизации славянского язычества мы рассмотрели первую стадию, неизмеримую по ее хронологической протяженности, длившуюся, вероятно, десятки тысячелетий, и последнюю, третью стадию, длительность которой исчислялась всего лишь десятилетиями или одним- двумя столетиями. 3. «Вопрос о почитании рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным». По не понятной причине исследователи полностью уравняли Рода с рожаницами, не обращая внимания на то очень важное обстоятельство, что Род всегда, во всех источниках упоминается в единственном числе, а рожаницы - всегда во множественном.
В результате укрепился взгляд на рожаниц и Рода как на мелких демонов человеческой судьбы, жизненной доли одного человека. Роду отводилась роль домового. Славянское понятие, обозначенное этим словом, было значительно шире античного (которому точнее соответствовали слова «доля» «среча» «судьбина» и др.) и включало в себя идею плодородия, урожая (слова с корнем «род»- «рож»). Для славян - земледельцем было совершенно естественно сочетать одним словом понятии судьбу и урожай, долю как предназначенное жизненное место человека и его долю в жизненных благах. Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению чего- то или кого-то, должен был быть многозначным, в нем могли проявляться и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и культ божеств помогавших рожаницам, и аграрно-магические представления земледельцев о богинях и урожае. Учитывая давнее повсеместное уподобление женщины, рождающей нового человека, земле, рождающей урожай нового хлеба, необходимо и в рожаницах учитывать этот аграрно-магический аспект, возникший еще в земледельческом неолите и энеолите.
Другие статьи:
Драматургия И. А. Крылова
После смерти отца (1778 год) семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлоп ...
Своеобразие культуры России, ее место и роль в мировом культурно-историческом
прогрессе
На характер рус. кул-ры большой влияние оказали особенности природы России. Суровый климат русской равнины, лес, реки, степи, бескрайние просторы – все это формировали основы отечественной кул-ры (мировоззрение народа, характер его рассел ...
Основная экспозиция галереи
В настоящее время Феодосийская коллекция произведений мариниста насчитывает 417 работ. Она составлена так, что можно проследить эволюцию 63-летнего творческого пути мастера.
Период учебы Айвазовского в Петербургской Академии художеств пр ...