Термин культура появился в антич эпохе (уход, улучшение, обработкак, возделывание). Первонач обознач обработку почвы, землед труд. Но, начиная с Цицерона, термин К. стал примен по отнош к чел. Под К стало поним воспит, образование, соверш чел, его способностей, умений. Идеал чел счит гармонич развит личность, в кот достиг единство, равновес дух и телесного начала. Античная культура – колыбель европейской цивилизации, прекрасное “детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический идеал – классика в подлинном смысле этого слова – то есть образец для подражания, изучения, творческого переосмысления. Термин сам по себе условен, так как во времена Возрождения греко-римская культура считалась “древнейшей” (античной), однако употребляется он и по сей день. Вся античная культура строилась вокруг единой, основной и исходной общественной формы античного мира – самостоятельного города-государства. Античный полис – “город-государство” представлял собой самостоятельную политическую, экономическую, торгово-ремесленную, производственно-культурную единицу. Полис был высшей общественной ценностью, высшей духовной ценностью, высшей священной ценностью. Гражданин полиса – гражданин общества, изгнанный из города-полиса, изгонялся из общества вообще, его нигде не принимали, а путь оставался один – бродяжничество, разбой, государственная измена. Связь с землей, натуральное хозяйство, иерархически организованный замкнутый гражданский коллектив, рабовладение, система колоний – весь этот миропорядок воспринимался как единственно естественный. Однако человеку, разумеется, было тесно жить в таких рамках, да и интересы общества требовали чего-то большего, чем простое следование нормам и обычаям полиса. Это вполне объективное противоречие составляло не только главную отличительную особенность античного общества, но и придавало этому обществу классический характер. Эта своеобразная диалектика несовпадения идеала и действительности заставляла постоянно стремиться к идеалу, искать гармонию, если не в общественной жизни, то хотя бы в духовной сфере, в художественном творчестве. В повседневной жизни существовала и непрерывно разворачивалась во все возрастающем масштабе борьба верхов и низов, демократов и олигархов, подозрительность ко всем, кто выделялся и стоял выше массы, хотя бы даже своими подвигами или же самоотверженным служением полису (вспомним, судьбы Сократа, Демоснера, Юлия Цезаря, Овидия). Существовало, наконец, рабство, которое никак не вписывалось в гармоничную картину мира Идеал полисного общества с его нормами героизма, гармоничности развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного подчинения личности в целом оказался мифом, однако мифом, что очень важно, ставшим своеобразным катализатором интенсивной творческой деятельности. Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени. Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. На смену античности приходит эпоха средневековья. Здесь господствует феод способ пр-ва. В эту эпоху возник христ-о, кот во многом опред хар-р эпохи. Формир новое виденье мира, основ на теологич концепции истории (теос-бог). Важную роль в этом формир сыграл трактат Аврелия Августина '' О граде Божьем'', где была развёрнута критика антич гос-и и цивил. Согласно теологич концеп Бог выступ центром мироздания, его творческ силой, формир идея божест провиденциализма(учение, согласно кот хож мир истории и жизнь чел опред Божест проведением). Сущ не только теологич., но и светские понятия, они фиксир чел кач-ва и ценностные установки, ноебх для военной службы, общения среди феодалов. Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства. Аскетизм (победа духа над телом) стал официальной идеологией, проповедуемой с церковных кафедр и пропагандируемой в такой специальной литературе того времени, как “жития святых”. Религиозное мировоззрение легко заняло господствующие позиции, когда недостаточно развиты были точные науки, и силы природы казались грозным и непонятным явлением; на этой базе возникали суеверия, а тяжелая жизнь народных масс вселяла веру и надежду в то, что за все страдания человек будет вознагражден в потустороннем мире. Можно сказать, что для средневековой культуры характерны иррационалистические тенденции, однако, в ней пробивались и светские, рационалистические тенденции. Исследования показывают, что в средневековой культуре существовали две фундаментальные тенденции — тенденция Кассиодора Сенатора (ок. 487—578), объединившая христианскую традицию и светское знание, и тенденция Бенедикта Нурсийского, жившего примерно в то же время. На протяжении веков они сосуществуют и взаимодействуют. Традиция святого Бенедикта отражала позицию неприятия культуры “века сего” определенной частью идеологов первоначального христианства и привела к духовному диктату церкви в средние века, а традиция Кассиодора — к становлению светской культуры. Такого рода нетерпимость в области культуры, существенным элементом которой является религия Христа, способствовала росту нетерпимости к инакомыслящим единоверцам и впоследствии послужила одним из культурных оснований для создания священной инквизиции. Значимость католической церкви обусловлена была исключительным значением религии в средние века — она представляла собой идеологическую форму внеэкономического принуждения, составлявшего существенную черту классовых отношений в феодальном обществе. Религиозная идеология была поставлена на службу идее бога, гарантировавшего незыблемость существующего социального порядка, представляющего собой часть космического, природного порядка
- Вклад мыслителей эпохи Возрождения в понимание культуры
- Концепция культуры XVIIв
- Проблемы культуры в философии Просвещения
- Концепции культуры в немецкой классической философии
- Проблемы культуры в социальной философии марксизма
- Проблемы культуры в рамках ''философии жизни''
- Осмысление культурологических проблем в неокантианстве
- Культура как проблема психоанализа
- Экзистенциалистская концепция культуры
- Структурализм и постструктурализм в культуре
- Культурология как область знаний, её предмет и место в ряду наук
- Многообразие подходов к определению культуры. Понятие культуры
- Системное построение культуры
- Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления
- Аксиологическая концепция культуры
- Семиотические и символические концепции культуры
- Деятельностная концепция культуры
- Субъекты культуры. Массовая культура
- Субкультура и контркультура
- Социальные институты культуры и управление культурой
- Культурная политика России в советский и постсоветский периоды
- Культура и природа. Экология и экологическая культура
- Культура и личность. Социализация и инкультурация
- Культура и общество
- Понятие цивилизации. Культура и цивилизация
- Теория циклического развития культуры О. Шпенглера и А. Тойнби
- Концепция культуры П.А. Сорокина
- Проблемы исторического развития культуры в трудах К. Ясперса
- Тема кризиса культуры в философских и куль-х исслед конца XIX-XXвв
- Культурный прогресс и регресс. Критерии культурного прогресса
- Культурная модернизация. Фундаментализм как культурная ориентация
- Этническая и национальная культура
- Западная и восточная типы культуры
- Своеобразие культуры России, ее место и роль в мировом культурно-историческом прогрессе
Другие статьи:
Массовая культура
В любом современном обществе существует (а кое-где и преобладает) межсоциальная, точнее, общесоциальная культура, представляющая собой не механическую сумму социальных культур, а их качественно новую, ценностно дифференцированную систему. ...
Скульптура
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, ...
Философия и религия
В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Фундаментальные религиозные идеи – о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, ко ...