К-ра возникла вместе с возн-ем общ-ва. К-ра и общ-во – это формы небиол. организации, совместн. жизнедеят-ти людей. М/у ними сущ. и разл-я: если интерпретир-ть общ-во ч/з деят-ть, т.е. рассм-ть как коллект. субьект деят-ти, то к-ра выступ. как способы, ср-ва и рез-ты деят-ти. Если понимать общ-во как продукт взаимод-я людей, то к-ра выступ. как качеств. сторона этого взаимод-я. Особ-ти соц. сис-мы(общ-ва) опр-ся его культ. основой(ценн-ми). Во все времена сущ-л интерес к к-ре как к соц.явл-ю, стремл-е понять место и роль к-ры в жизни чел-ка и общ-ва.
Осн. соц. ф-ции к-ры:
1. познавательная. Ее выполн. фил-я, наука, иск-во. Научн. и худ. позн-е имеют свои особ-ти, они не дублируют, а дополняют и обогащают др. др. Наука изуч. в явл-ях и предметах общ. и необх-е, она стрем-ся за явл-ми обнаруж. сущность, за сов-тью фактов – законом-ти разв-я. Осн. задачи науки – это обьяснение и предсказ-е. Научн. зн-е сконцентрир. в понятиях, категориях, принц-х, законах, кот. приним. формализов-й хар-р. Худ. позн-е явл-ся образным и наглядным. С пом-ю иск-ва мы познаем разл. ист. эпохи, человека, его дух. мир и психологию.
2. функция ист. преемств-ти. Накопл-е, сохран-е и передача соц.опыта. Благ. к-ре, соц. опыт передается как от 1 покол-я др., так и в пределах жизни одного покол-я м/у странами и народами. К-ра – это ист. память чел-ва.
3. коммуникативная. Должна сущ-ть пост., устойчивая, разностор-я и мобильн. сис-ма коммун-й. Общая теория комм-й Маклюэна: разв-е ср-в комм-и опр. общ. хар-р к-ры и смену ист. эпох. Типы к-ры:
устн. речи, уст. прод-и; письм. и печатн. прод-и; электр. тип к-ры. Классиф-я типов комм-й: традиц-й(в локальн., сельск. среде), функц-но-ролевой(в город. среде, в усл-ях значит. дифференц-ти видорв деят-ти и образа жизни), массовый(в совр. масс. общ-ве, озн. распр-е инф-и одноврем. для больш. числа людей).
4. интегративная. К-ры явл. важн. фактором, обесп. целостность и уст-ть общ-ва. В роли консолид-го фактора выступ. такие эл-ты к-ры, как язык, символы, ценн-ти, нормы к-ры.
5. социализирующая. К-ра способств. формир-ю соц. кач-в, св-в, навыков, приобщ. чел-ка к существ-м в общ-ве ценн-тям, нормам, традициям.
6. регулятивная. К-ра регулирует повед-е чел-ка, отн-я м/у людьми.
7. эгоистическая. Способств. творч. деят-ти чел-ка, разв-ю воображ-я, мышл-я,интуиции, оценочн. деят-ти.
компесаторная. Важная форма компенсации – праздник. Ее выполняют иск-во и религия. Религ. дает чел-ку иллюзорн. надежду и утешение. Происх. мним. снятие противоречий и конфликтов. Важным явл-ся психол. аспект комп. ф-ции религии, кот. наиб. отчетливо проявл-ся в покаянии и молит
Другие статьи:
Теория производственного искусства и художники производственники
В 1920-е годы в советской стране возникла и теория «производственного искусства». Ее создателями били Чужак, Н. Тарабукин, Б. Арватов, А. Ган. В соответствием с этой теорией искусство, понимаемое как производство вещей, рассматривалось ка ...
Первые европейские поселения в Новой Англии
Никто из мореплавателей, высаживавшихся на Атлантическом побережье, за исключением лишь флоретинца Джованни да Верраццано, не проникал в глубь страны дальше чем на 5 миль. Никто их этих людей толком не видел самой страны, но даже то немно ...
Структурализм и постструктурализм в культуре
Структурализм – направление, которое ставило своей задачей выявление структуры различных сфер культуры. В начале структурализм существовал как конкретно научное направление, прежде всего в лингвистике. Зарождение структ-ма связано с иссле ...