Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее способы (приспособленные к условиям общественного бытия, соответствующие общественным потребностям). Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такого рода сценариями. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультурном контексте план действий личности. Можно различать в таких сценариях два слоя, или уровня:
- культурный сценарий. В пространстве культуры существуют эталонные сюжеты культурных сценариев, определяющие их общие контуры и инвариантные, не зависимые от конкретных жизненных ситуаций принципы построения.
- индивидуальный сценарий деятельности. В нем основной сюжет приобретает своеобразие, характерное именно для данной личности.
Понятие "сценарий", взятое из театрального языка, удачно выражает, по крайней мере, три существенные черты культурного программирования человеческой жизнедеятельности:
Во-первых, театральный сценарий — это текст, существующий на бумаге или в уме до начала действия.
Во-вторых, сценарий, который разыгрывают в театре актеры, обычно пишется не ими.
В-третьих, сценарии в театре никогда не предусматривают всего, что должны выполнить актеры.
- Культура мышления и общения
- Культурная обусловленность сценариев мыслительной деятельности
- Современное мышление
- Культура общения
- Виды общения
- Историческое развитие культуры труда
- Культура умственного труда
- Культура учебы
- Культура игры
- Культура досуга. Соотношение работы и досуга
- Досуг как условие развития культуры
Другие статьи:
Творчество А. П. Сумарокова
Первым представителем русской классицистской драматургии, первым профессиональным драматургом и театральным деятелем был Александр Петрович Сумароков (1718—1777). Он сыграл большую роль в развитии отечественного сценического искусства. Ли ...
П. Беренс – создатель первого в мире фирменного стиля
П. Беренс был учеников Мутезиуса и главное его достиж-е в развитии дизайна 19 в. считается то, что сейчас называют фирменным стилем. Он в 1907 г. пришел работать во всеобщую электрическую компанию, где был худож-м директором и поставил пе ...
Юные годы – золотые
Идёт по жизни смело
Влюблённый в своё дело
При дождевой погоде,
А также снеговой,
Совсем ещё мальчишка,
Художник этой книжки
С глазами голубыми,
И светлой головой.
Андрею приходилось много работать, удивительно, как в его голове р ...