В своей работе я занималась изучением истории одного из старейших театров Новосибирска. Этот театр в свое время существовал как Новосибирский колхозно-совхозный театр, с 4 апреля 1942 года как Областной драматический театр, и в 1992 году ему было дано название, сохранившееся и по сей день — «Старый дом».
Актуальность темы заключается в том, что данный момент в жизни театра является переломным: меняются концепции работы, приглашаются иностранные режиссеры, рассматривается новый репертуар. В этот момент накопилось все то лучшее, что присутствовало в театре все годы его творческой деятельности. Наступил тот момент, когда еще не поздно собрать всю накопленную информацию, и когда уже прошло достаточно много времени со дня основания театра. В этом году грядет очередной юбилей театра — семьдесят пять лет. Уже три четверти века Старый дом «знакомит новосибирцев и жителей области с мировой театральной культурой». Эта значимая дата делает мою тему еще более актуальной.
Меня заинтересовал этот театр и как зрителя: я смотрела множество спектаклей и ни разу не оставалась разочарованной. Старый дом интересен тем, что актеры всегда будто тесно связаны со зрителями. Далеко не во всех театрах эта связь так велика. Я, как зритель, прихожу в Старый дом, чтобы в каком-то смысле пообщаться с актерами, чтобы самой существовать в спектакле. Очень точно описал это ощущение театровед Л. Баландин: «...у театра малой сцены свое предназначение. Театр, выросший из студии, воспитал актера, способного вести задушевную беседу о проблемах жизни, выработавшего отточенную «микротехнику» исполнительства в условиях театра без рампы». Опыт «Старого Дома», по его мнению, «представляет для практиков и теоретиков театра значительный интерес.» Как мне кажется, с этим мнением сложно не согласиться.
Коснувшись истории театра, я обнаружила, что нет ни одного источника, отображающего всю историю театра целиком, от начала и до настоящего момента. Информация собрана из материалов газет, журналов, мемуарных, документальных источников, буклетов к юбилеям. Поспособствовал созданию этой работы Е.А. Калашник. Его воспоминания позволили мне воссоздать атмосферу работы театра в 80х годах. В интервью главных режиссеров разных лет (И. Борисова, С. Верхградского) можно проследить изменения в концепциях работы над спектаклями. С помощью информации из журналов, таких как «Вечерний Новосибирск», и документальных источников (репертуар, программки к спектаклям) производился разбор репертуара, непосредственно творческой жизни театра. Газетные источники предоставляют самую давнюю информацию (начиная с 1929 года). В различных статьях, интервью, разумеется, информация не может быть полностью объективна: актеры, режиссеры, работники отвечают на вопросы сквозь призму своей привязанности к театру, зрители дают комментарии под впечатлением от спектаклей. Но, как мне кажется, практически полное отсутствие негативной информации о театре — тоже часть специфики именно «Старого Дома». В средствах массовой информации сообщают не о скандалах, интригах и т. п., а о творческих подъемах и кризисах, то есть непосредственно о работе театра.
В истории театра четко можно выделить три периода:
- Период жизни передвижного театра с года создания (1932) по год получения Областным драматическим театром здания на Большевистской (1967);
- Период с 1967 года по год смены названия («Старый дом») и концепции творчества (1992);
- С 1992 года — современный период.
По этим периодам я и рассматриваю историю театра.
- Основание театра
- «Кочевая» жизнь труппы до 1967 года
- Разбор репертуара
- Областной драматический театр на Большевистской
- Новый состав, концепции в творчестве, репертуар
- От кризиса к подъему. 90-е годы
- «Старый дом» в XXI веке
Другие статьи:
Характеристика системы нса
Научно-справочный аппарат архива сложился на базе описей с указателями (алфавитами) и картотек, созданных в процессе делопроизводства и в архивах дореволюционных министерств и ведомств, высших органов государственной власти, а также общес ...
Социально-экономические условия развития туризма
Алтайский край расположен почти в центре России на юго-востоке Западной Сибири, на стыке крупнейшей в мире Западно-Сибирской равнины и Алтайских гор. Его площадь 168 тыс.кв.км. Протяженность с севера на юг - 500 км, а с запада на восток - ...
Вербальные знаковые системы
Вербальные знаковые системы — естественные языки - это важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их называют "естественными", чтобы отличить от искусственных — например, формализованных — языков. В мире существует несколько ...