- традиционностью хорового пения в народе, которое не требует обязательного сопровождения на музыкальных инструментах;
- многообразием песенного репертуара;
- естественным желанием личности научиться петь для себя в кругу друзей;
- естественным сочетанием и слиянием личности (Я) и коллектива (МЫ); «Я – МЫ» - концепция хорового пения;
- повышенным интересом общества к традиционной культуре, народному, церковному пению, этнологии, фольклору, народному художественному творчеству.
Таким образом, хоровое пение, являясь частью народного искусства, выполняет следующие социально-педагогические функции:
- гармоническое развитие личности с учетом ее половозрастных и психофизиологических особенностей;
- развитие эмоциональной, эстетической, этической, интеллектуальной сферы личности;
- формирование и развитие познавательных интересов;
- совершенствование духовного мира личности;
- выработка и коррекция мировоззренческой позиции;
- информационная и интеграционная функция;
- коммуникативная функция;
- гедонистическая функция;
- развитие творческих способностей;
- удовлетворение и возвышение творческих и художественных потребностей.
Самодеятельные творческие объединения производственных коллективов как явление культурной жизни этого феномена можно разделить на три уровня: художественная самодеятельность производственного коллектива; цеха, отдела; бригады. В годы советской власти в связи со строительством промышленных предприятий хоровая самодеятельность продолжала динамично развиваться. В 1935 году в Челябинске прошли смотры на предприятиях и учреждениях, затем - клубные и районные олимпиады, в которых приняло участие более шести тысяч человек. Завершилась олимпиада заключительным концертом лауреатов. К концу 30-х годов в городе работало около 30 клубов. Многие имели баяны, киноустановки. Только во дворце культуры ЧТЗ к началу 40-х годов насчитывалось 32 самодеятельных коллектива, в которых занималось более тысячи рабочих и служащих завода.
В годы войны самодеятельные артисты выступали в воинских частях, госпиталях, в производственных цехах. Активно работали коллективы завода имени С. Орджоникидзе. Большого развития получила самодеятельность на ЧТЗ, где в 14 цехах и 4 молодежных общежитиях занималось свыше 300 человек. В 1943 году возобновляется проведение смотров народного искусства. Так, городской смотр завершился большим концертом в театре имени С. Цвиллинга, в котором принимали участие 18 хоровых коллективов и более 20 солистов (35, с.78).
В послевоенные годы особо популярным и наиболее массовым было хоровое творчество. В каждом доме, дворце культуры были созданы хоровые коллективы, которые имели хоры-спутники на базовых предприятиях. В 60-80-х годах на предприятиях города проходили смотры художественной самодеятельности, в которых принимали участие сотни хоровых коллективов. Сформировались дворцовые хоровые коллективы, имеющие хоры-спутники в производственных коллективах, такими при ДК ЧМЗ являлись рабочая академическая хоровая капелла «Металлург» (рук.В. Стрельцов), хор русской песни (рук. К. Габрик), ДК ЧТПЗ хор русской песни (рук. А. Швидь), ДК им. С. Орджоникидзе хор русской песни (А. Печенкин), академический хор (рук. Ю. Галкин), ДК ЧТЗ хор русской песни (рук. Е. Степанов), ДК «Полет» хор русской песни (рук. Гр. Голубь), ДК им. Д. Колющенко хор русской песни (рук. И. Игнатьев), ДК пос. Синеглазово хор русской песни (рук. Ю. Сивков).
На заводе дорожных машин им. Д. Колющенко c 1975 по 1995 гг постоянно работал один коллектив художественной самодеятельности - хор русской песни цеха №2 (рук. И.А. Игнатьев, начальник цеха Ю.В. Федосеев, 42 участника), в остальных цехах и отделах создавались коллективы – однодневки, только для участия в смотрах. Руководили коллективами активисты-общественники из числа подготовленных участников (ансамбли, танцы) дворцовой клубной самодеятельности. В обкоме тяжелого машиностроения было объединено несколько предприятий, в которых насчитывалось 74 красных уголка. В них работало 12 художественных коллективов, численностью 291 человек.
Предпосылки для создания хорошо организованной культурно-просветительной работы в системе производственных коллективов имелись. Так, в Челябинской области накануне перестройки (1981 г.) функционировали 338 клубов (1V группа – 65 клубов; V группа – 148 клубов; не входящих в пятую группу 125 клубов и 4575 красных уголков. В этих очагах культуры, расположенных на территории фабрик и заводов, занималось 48943 трудящихся-любителей разных видов искусств. Наибольшим спросом пользовались творческие кружки, в основе которых лежало коллективное исполнение:
Хоровые коллективы 820 – 25814 чел.
Оркестры 640 - 6537 чел.
Танцевальные 377 - 5807 чел.
Драматические 201 - 2785 чел.
ВИА 749 - 3582 чел.
Изобразительное искусство 43 - 603 чел.
Другие статьи:
Сфера житейских знаний
Житейские знания возникают в непосредственном взаимодействии людей с окружающей средой и отражают явления действительности в понятиях, имеющих простое, наглядное и конкретное значение. Житейскому познанию чужды абстракции и лишенные нагля ...
Пуританская идеология, этика и литература в среде переселенцев
В XVII в. в Англии возникло религиозное течение, сторонники которого стремились очистить англиканскую церковь от всевозможных наслоений. Это были пуритане. Пуританин - тот, кто строго придерживается аскетического образа жизни, нетерпим к ...
Звук и музыка
Первый звуковой фильм был ровесником лент Л. Люмьера. Однажды, когда Т. Эдисон вернулся к себе в лабораторию, ему был преподнес сюрприз. В ответ на приветствие мэтра с маленького экрана ему голосом синхронно ответил его помощник и снял шл ...