Практика подтвердила, что подобные посещения концертов родственных коллективов необходимы для развития творческого роста, приобретения новых знаний, опыта и совершенствования навыков вокально-хорового пения для всех участников творческого коллектива, а это в свою очередь способствовало их приобщению к художественно-эстетическим ценностям.
В дальнейшей работе хорового коллектива совершенствование навыков хорового пения, основных приемов вокально-хоровой техники были изучены и закреплялись в учебном материале и концертном репертуаре хора. В начале сезона, с приходом новых членов в хор (после летнего перерыва), мы снова столкнулись с проблемой восстановления приобретенных ранее вокально-хоровых навыков и умений « осознанно выполнить определенное действие» (43, с.84). Перед коллективом была поставлена задача - в сжатые сроки ввести в строй новых членов хора. Репетиционный процесс проходил по строго выверенной схеме: дыхательная зарядка, певческие упражнения, повторение нот, тщательная работа над хоровыми партиями и повторение репертуара прошедшего сезона. В этот период нами использовался метод «парной педагогической опеки» новичков. С одной стороны, с новичками занимался руководитель хора, с другой – к каждому участнику были прикреплены лидеры творческого типа или опытные участники хора. Такой прием педагогического руководства помогал достичь в сжатые сроки быстрого ввода новичков в репертуар коллектива, способствовал их творческому росту и служил одним из факторов приобщения к художественно-эстетическим ценностям.
Вместе с этим возникла необходимость совершенствования навыков игры на духовых и шумовых инструментах народной традиции. На первом этапе развития коллектива к игре на духовых инструментах привлекались участники хора с развитым слухом и чувством ритма. Они играли только выдержанно-протяжные звуки, типа подголоска, и вносили в исполнение песни дополнительный звуковой колорит. За год, мы научили самодеятельных музыкантов играть на жалейках и бересте небольшие сольные наигрыши и мелодии популярных песен. На данном этапе развития хора это позволяло руководителю значительно шире использовать их умения и навыки игры. В репертуаре появился сольный номер инструментального ансамбля – вариации на тему р.н.п. «Ой, со вечера, с полуночи».
Для развития сценичности программы группе коллектива необходимо было приобрести навыки оформления сценариев для хора. Концертная программа хора русской народной песни (как мы указывали выше) являет собой синтез различных видов искусств. Одна из форм сценического концертного выступления – постановка фрагментов народных праздников православного календаря или исполнения произведения по мотивам какого-либо литературного источника. К ним относятся: «Проводы масленицы», «Рождественские святки». Стабильный самодеятельный коллектив должен иметь в своем репертуаре сценическое действо, основанное на местном материале. Мы посчитали, что для творческого роста и удовлетворения художественных потребностей хора нужно использовать произведения П.П. Бажова, основанные на фольклорных преданиях и легендах. Хор начал работать над сказом «Жабреев ходок». По сюжету произведение, основанное на старинной уральской легенде, представляет единую развернутую сцену с наличием ярких персонажей. Реализация художественного замысла была связана с возможностью исполнения уральских народных песен и минимальным использованием театрального реквизита. Все это позволило нам значительно расширить исполнительские приемы творческого коллектива, привлечь в хор новых участников (из бывших самодеятельных артистов драматических кружков), заинтересовать необычной постановкой зрительскую аудиторию и решать задачи по приобщению членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям.
Практика показала, что хор быстрее и уверенней выучивает произведения по нотам, поэтому мы продолжили изучение основ нотной грамоты, поставив более сложную педагогическую задачу: для наглядности и облегчения процесса запоминания большого количества партий на слух мы размножили партитуры песен из репертуара хора и схемы с клавиатурой музыкальных инструментов. Руководитель и лидеры хора (Гр. Кононенко, С. Власов, С. Русинов, Г. Малёва) оказывали индивидуальные и мелкогрупповые консультации – метод «парного педагогического обучения» на практике. Этот педагогический прием помог нам сохранить вновь пришедших участников коллектива, показать клавиатуру на фортепиано, правильно определять ноты и успешно всему коллективу преодолевать возросшие требования к хоровым партитурам.
Другие статьи:
Резьба в декоре предметов быта
В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорирования бытовых предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер домовой резьбы. Ткацкие станки, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые пре ...
Основные этапы развития мировой гостиничной индустрии
Первые гостиницы (караван-сараи), как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н.э., в древневосточной цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима пол ...
Структурализм и постструктурализм в культуре
Структурализм – направление, которое ставило своей задачей выявление структуры различных сфер культуры. В начале структурализм существовал как конкретно научное направление, прежде всего в лингвистике. Зарождение структ-ма связано с иссле ...