Увеличение количества участников хора за счет вновь поступивших вызвало необходимость обучения лидеров коллектива основам хормейстерской работы. Это было вызвано дефицитом времени для ввода новичков в обширный репертуар хора и возросшей потребностью части лидеров помочь руководителю стабилизировать исполнительский уровень остальных участников хора. На этом этапе существования коллектива лидеры продолжили сложившуюся традицию – консультацию хористов в освоении репертуара. Эту ситуацию А.В. Петровский обозначил как «потенциал признания, который характеризует объективные условия внутри коллективной деятельности, направленный как на поощрение индивида, так и его субъективные притязания на тот или иной уровень, положительной оценки своей деятельности коллективом» (147, с.72.). Нам было важно для стимулирования и поощрения «потенциала признания» обучать лидеров хора основам хормейстерской работы (77, с.38). Особое внимание мы уделили вокально-хоровой структуре народного хора, работе над дикцией, методике разучивания хорового произведения. После курса обучения хормейстеры-общественники вместе с руководителем проводили разводные репетиции, которые способствовали повышению работоспособности участников хора при выучивании новых песен, при повторе произведений из архива коллектива, становлению и повышению авторитета хора. Таким образом, мы могли постоянно поддерживать в репертуаре большое количество произведений, успешно принимать участие в различных мероприятиях цеха, завода, что являлось одним из факторов приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям.
Для достижения высоких творческих результатов коллектива необходимо было формирование условий к саморазвитию членов хора. Для этого привлекали лидеров хора, которые на основе собственного опыта могли самостоятельно помогать решению некоторых творческих задач, подтверждая мысль В.И. Андреева о том, что «изменения происходят не только в мотивах, интеллектуальной, эмоциональных сферах, но и в процессах «самости»: самореализации, самопознания, самосовершенствовании. При этом главным механизмом как развития, так и саморазвития является разрешение противоречий, решение личностно постоянно усложняющихся творческих задач» (4, с.428). Работе по саморазвитию членов творческого объединения также способствовало: обсуждение различных концертов, методической и мемуарной литературы; формирование собственного мнения, интереса к новым знаниям, освоению и совершенствованию вокальных приемов как способа достижения более высоких творческих целей и удовлетворения растущих творческих потребностей. По мере приобретения певческих навыков, роста исполнительского мастерства менялось и отношение к репертуару, повысились критерии оценки произведений, выученных в первый год работы коллектива. Например, «Березонька» И. Шутова, «Ивушка» Е. Степанова, «Коза» А. Аверкина, «Раньше были мужики» Ю. Гаврилова на данном этапе развития творческого объединения получили невысокие оценки – от 1,2 до 2,1 балла. Оценивая программу в целом, мы пришли к выводу, что удовлетворенность участников хора от проделанной работы, репертуара возросла на 0,1 и составила 2,3 балла.
Творческое саморазвитие личности в трудовом коллективе – это интегральная характеристика процессов «самости», среди которых систематизирующими компонентами выступают самопознание своих творческих возможностей, приобретение и развитие умений, навыков, знаний в хоровом коллективе предприятия, творческое самоопределение (солист, участник хора, ансамбля, инструменталист, аранжировщик, поэт, режиссер, хореограф и т.д.), самосовершенствование и самореализация, качественное изменение художественно-эстетических потребностей. Развитие хора возможно только при учете индивидуальных запросов его участников, способствующих формированию высоких духовных художественных ценностей. Формированию высоких художественных ценностей, способствуют многие слагаемые, без которых не может активно функционировать (и привлекать внимание к своей деятельности) творческий коллектив. К ним относятся: концертная деятельность; микроклимат коллектива; состав участников; владение вокально-хоровыми навыками; инструментальное сопровождение и т.д. Но главное, что определяет творческое лицо коллектива, - это репертуар и его самобытность.
К важнейшим условиям формирования духовных потребностей участников коллектива мы отнесли непрерывный, постоянно растущий интерес к работе над высокохудожественными произведениями. Л.С. Выготский писал, что «искусство есть, скорее, организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» (39, с. 327). Поэтому в педагогической программе по развитию духовных потребностей нами учитывались личные, групповые (хоровая партия) и коллективные (хор) запросы участников хора. Для привлечения мужчин в хор специально включались в программу произведения из репертуара Краснознаменного военного ансамбля им. Б. Александрова для мужского состава или произведения с солистом, которые требовали солидной мужской группы. Творчески соприкасаясь с признанными произведениями отечественной песенной классики, участники коллектива духовно обогащались, активно воздействуя в целом на развитие духовного мира, субъективно-объективной «самости». Участие в художественной самодеятельности, бесспорно, позволяет членам коллектива соориентироваться в художественно-эстетических ценностях. Об этом говорит посещение членами хора концертов профессиональных артистов (табл.8).
Другие статьи:
Вклад учения дзен в искусство Японии
Дзен начал играть особую роль в самурайской Японии с XVII в. Это учение породило целый ряд не существовавших до того и специфических для японской культуры видов искусств, а также придал традиционным занятиям творческую раскрепощенность со ...
Античная культура и возникновение христианства
В I веке нашей эры в Палестине, в среде евреев, появилась новая религия – христианство. Она стала быстро распространяться по территории Римской империи. Притом, что это государство было достаточно веротерпимым, его власти обрушили на хрис ...
Паоло Веронезе
Праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрождения наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провел детство и годы учения в родном городе В ...