С приходом Возрождения стали возникать первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; освобождение человеческой мысли от богословского догматизма; развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства; познание мира природы и человека. З-19 z-19.ru.
Одним из следствий стремления образованных людей к постижению окружающего мира стал расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековья оно приобрело целенаправленность.
Коллекционеры обращали внимание, прежде всего, на античное наследие как на первоисточник знаний. Они пытались восстановить утраченные в средние века связи с культурными традициями античности, поэтому собирали любые материальные предметы греко-римской цивилизации – рукописи, фрагменты архитектуры, геммы, монеты, надписи на камне и металле, скульптуру. Одним из первых обладателем античных монет и медалей был Петрарка, а гуманист Браччолини коллекционировал древние надписи и античные монеты. Свою коллекцию из бюстов и архитектурных форм имел художник Скварчоне.
Интерес гуманистов к античному искусству изменил эстетические ценности эпохи. Собирать и хранить его наследие появилось у светских правителей и римских пап, состоятельных бюргеров и кардиналов. В эти коллекции вкладывались и произведения современных художников и скульпторов. Отсюда начинается расцвет светского заказа и меценатства. Появилось “искусство ради искусства”, которое оценивали на основе эстетических критериев. К тому же к началу XVI в. достойными коллекционирования стали считать не только законченные шедевры, но и эскизы, этюды, наброски.
В эпоху Возрождения история заняла важное место среди других областей знаний. Особенно осмыслялась деятельность великих личностей прошлого. В результате появился интерес к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей, к их коллекционированию. Так, в коллекции историка Паоло Джовио были собраны портреты великих людей прошлого и современников. Каждый портрет сопровождался “Похвальным словом” - латинским текстом, содержащим краткое жизнеописание изображенной личности.
Огромный импульс развитию коллекционирования дали Великие географические открытия. Экзотическая одежда и оружие, утварь, образцы неведомой ранее флоры и фауны, драгоценные камни стали оседать в собраниях коллекционеров через мореплавателей и специальных агентов. Зарождалось естествознание, которому требовались образцы флоры, фауны, минералов. Так стали появляться естественно-научные коллекции систематического характера.
В коллекциях эпохи Возрождения соседствовали друг с другом картины и минералы, античные древности и кокосовые орехи, астрологические приборы и скульптура. Такой универсализм отражал интеллектуальное стремление познать окружающий мир во всем его многообразии.
Именно в это время владельцы собраний стали демонстрировать отобранные ими предметы в соответствии с определенной концепцией и с учетом восприятия создаваемых экспозиций зрителем. К этому привлекались художники, архитекторы, гуманисты. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать широкой публике отобранные ими произведения искусства. Так, на базе частных коллекций светской и духовной власти стали создаваться особые социокультурные институты – первые дворцовые музеи. Родиной подобного коллекционирования стала Италия, где художественными сокровищами наполнялись дворцы богатейших флорентийских семей.
Так, род Медичи стал символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении XV – XVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Их опыт организации собраний, методов хранения, описания, экспонирования, накопленный при создании и существовании первого дворцового музея, широко использовался в последствии во многих европейских странах. Самой уникальной галереей, основанной Медичи во Флоренции стала Уффици, в которой имелись: “Галерея статуй” со скульптурами Донателло, Микеланджело, залы с древним и современным оружием, помещение для научных приборов, зал Трибуна, где экспонировались самые ценные экземпляры коллекции Медичи – драгоценности, медали, природные редкости, геммы, парадное оружие.
Другие статьи:
Потенциальные риски
В рыночных условиях особенно необходимо заранее предусмотреть все возможные рисковые операции.
Производственные риски связаны с всевозможными нарушениями в производственном процессе или процессе поставки сырья, материалов. Как правило, м ...
«Пристань на севере» Константина Коровина
Хотелось бы поподробнее остановиться на одной из картин, написанных под впечатлением от северного путешествия. Это «Пристань на севере», которую художник завершил уже по возвращении из поездки (1895 г.). Работа хранится в Тюменском област ...
Советский транспортный дизайн 30х гг
Автодизайн: Становление автопромышленности пришлось на годы индустриализации — первую пятилетку. Разрабатывать собственный технологический процесс посчитали нецелесообразным, и был заключен договор на реконструкцию заводов с рядом иностра ...