Заново построенный храм Христа Спасителя изначально создавался как главный центр церковной жизни Московской патриархии. Помимо главного храма, посвященного Рождеству Христову, здесь же устроен храм Преображения Господня с приделами, восстанавливающими посвящения престолов некогда снесенного Алексеевского монастыря. Вблизи набережной Москвы-реки сооружен деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державной» (архитектор А.Б. Барабанов). В стилобатной части разместился зал Церковных Соборов Русской Православной Церкви, зал заседаний Священного Синода, музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года, другие административные помещения.
Строительство уникального комплекса храма Христа Спасителя было выполнено всего лишь за шесть лет! 19 августа 2000 года в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Алексий II в присутствии иерархов многих православных церквей мира, руководства России и Москвы, при стечении огромного количества православных мирян освятил храм Христа Спасителя в Москве.
В 1555–1561 гг., в честь взятия Казани на Красной площади, возле кремлевского рва был построен величественный собор Покрова Пресвятой Божией Матери (Покровский собор, что на Рву). Строили его русские зодчие Барма и Посник, впрочем, сообщения о них столь глухи, что, возможно, это было одно и тоже лицо.
Первоначально на месте Покровского собора была заложена церковь Троицы — будущий придел к Покровскому собору. Согласно задания строителям, новый каменный собор должен был состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Строители собора творчески истолковали задачу, создав оригинальную композицию. Между четырьмя осевыми столпообразными церквями они расположили четыре, меньшие по высоте. Те и другие увенчивались луковичными главами. Все восемь церквей сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церковью, завершенной шатром с маленькой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной и первоначально открытой галереей, внутренними сводчатыми галереями. Храм был выстроен из кирпича, а фундамент, цоколь и ряд деталей — из белого камня.
Таким образом, строителя храма удалось собрать в одном храме, фактически, восемь церквей. Поэтому покровский собор изначально имел восемь приделов: церкви Живоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана и Иустины, Трех патриархов Константинопольских, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Великой Армении.
Покровский собор — уникальное сооружение-монумент, своего рода памятник славы Русского государства, воплощающий идеи «храма-города», «Небесного Иерусалима».
Но в историю России Покровский собор вошел под именем собора Василия Блаженного, по имени московского юродивого, похороненного еще в 1552 г. возле церкви Троицы. После канонизации Василия Блаженного в 1588 г., была построена Васильевская церковь — нынешний Васильевский придел Покровского собора. По Васильевскому приделу и весь собор со временем получил у москвичей свое название.
В 1929 г. собор был закрыт. Ныне в соборе располагается филиал Государственного Исторического музея, но уже с 1991 г. в соборе проводятся нерегулярные богослужения.
Другие статьи:
Геометрическая резьба по дереву
Геометрическая резьба по дереву, один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композици ...
Искусство мастеров итальянского Возрождения
С классической полнотой Возрождение реализовалось в Италии, в ренессансной культуре которой различают периоды предвозрожденческих явлений рубежа 13 и 14 вв. (Проторенессанс), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 – 1-я ...
Разработка технологического процесса
Разработанное художественное изделие состоит из нескольких элементов: металлические накладки, витраж и деревянная рама. Металлические накладки будут отливаться из литейной латуни ЛЦ30А3 литьем в формы, изготовленные вакуумно-пленочной фор ...