Новоспасский в честь Преображения Господня мужской монастырь ведет свою историю от Спасского монастыря, основанного в Московском Кремле в 1330 г. В 1490 г. обитель перенесли из Кремля на левый берег Москвы-реки на Крутицкий холм. С тех пор монастырь и получил свое именование — «Спас Новый» или Новоспасский.
Нынешний облик Новоспасского монастыря сложился в XVII–XIX вв. Центральный Спасо-Преображенский собор (1645–1649) построен по образцу Успенского собора Московского Кремля — пятикупольный, четырехстолпный, трехапсидный. В подклети собора — усыпальница рода Романовых с храмом преподобного Романа Сладкопевца. До 1812 г. здесь насчитывалось 70 гробниц Романовых, после французского нашествие осталось 28. В 1995 г. в монастыре был захоронен прах великого князя Сергея Александровича, убитого эсером-террористом.
В конце XVIII в. была построена церковь Знамения Божией Матери как усыпальница князей Черкасских и графов Шереметевых и четырехъярусная надвратная колокольня. В северо-восточном углу монастыря расположен храм св. Николая Чудотворца (1658 г.). Закрытый в 1918 г., монастырь возрожден в 1991 г.
Донской монастырь был основан в 1591 г. у Калужской заставы в Москве царем Федором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери, даровавшей чудо избавления Москвы от войск крымского хана Казы-Гирея. Архитектурный ансамбль обители сложился в основном между 1680–1730 гг. Прямоугольный в плане, монастырь обнесен кирпичными стенами с 12 башнями. Над воротами возведены надвратные храмы: над северными Святыми воротами — храм Тихвинской иконы Божией Матери; над западными — храм святых Захарии и Елисаветы с колокольней. От первоначальных строений сохранился одноглавый Малый собор Донской Божией Матери, с которым соединены трапезная и шатровая колокольня. Пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко, Большой собор Донской Божией Матери построили в 1684–1689 гг. В иконостасе этого собора находится чтимый список XVI в. с Донской иконы Божией Матери. Росписи на стенах относятся к концу XVII в. На территории монастыря находятся также храмы преп. Александра Свирского, св. Иоанна Златоуста, св. великомученицы Екатерины, св. Архангела Михаила, построенные в XVIII–XIX вв.
На Старом и Новом кладбищах Донского монастыря покоятся останки выдающихся деятелей русской культуры П.Я. Чаадаева, С.Н. Трубецкого, И.И. Дмитриева, О.И. Бове, В.О. Ключевского, В.Г. Перова, В.А. Серова, Н.Е. Жуковского и многих других.
Сретенский монастырь возник на месте встречи (сретения) в конце XIV века чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, доставленной в Москву из Владимира. Главный собор монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 г. по повелению царя Федора Алексеевича. Облик этого пятиглавого храма строг и монументален. На территории монастыря находился один из древнейших храмов Москвы — церковь во имя преп. Марии Египетской, снесенный в 1930 г. Закрытый во второй половине 1920-х гг., Сретенский монастырь возобновил свою деятельность с 1995 г. и с тех пор считается одним из крупнейших центров православного просвещения в России. При монастыре действует Сретенское высшее православное училище.
Женский Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь был основан в 1524 г. великим князем Василием III в Москве на Девичьем поле. Он был построен в память взятия Смоленска в 1514 г. Новая обитель была основана во имя Смоленской иконы Божией Матери, главной святыни Смоленска.
Другие статьи:
Культура русского «Серебряного века»
Серебряный век – 1) термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 вв. или начала 20 в., 2) период в римской литературе с 18 до 133 н.э., отмеченный зам ...
Звуковые эффекты в фильме «Пассажир поезда №12»
Кадры кинохроники были беззвучны. Звукорежиссер фильма «Пассажир поезда №12» сумел оживить черно-белую картинку при помощи искусственного наложения звука. В киноленте авторы использовали музыкальные произведения Петра Чайковского, Модеста ...
Быт и национальные костюмы астраханских татар
Основу традиционного хозяйства составляли животноводство, бахчеводство и рыболовство. Земледелие играло заметную роль лишь в северных районах Астраханского края, в основном в хозяйствах татар-переселенцев из Среднего Поволжья и Приуралья. ...