Типичными жилищами зажиточных римских граждан были домусы, имевшие парадные и хозяйственные помещения. Центрами жилых домов являлись атрии – внутренние сооружения, перекрытые крышами с отверстиями для дождевой воды, и перистили – открытые дворы. Последние окружались по периметру колоннадой, имели бассейн, фонтаны и цветники (Вилла Мистерий в Помпеях).
Стремление к роскошному оформлению интерьеров общественных и жилых зданий обусловило расцвет римской монумен талъной живописи. Сохранившиеся фрески и мозаики продолжают и превосходят греческие традиции. Изображенные на них фигуры отражают идеал одухотворенного, возвышенного человека. Он весь в движении, и движения его спокойно-величавы. Римские художники умели придать объемность фигуре, использовали элементы пространственной перспективы (росписи Виллы Мистерий в Помпеях).
Скульптура периода республиканского Рима формировалась на пересечении этрусской и эллинистической традиций. Именно этим можно объяснить расцвет римской портретной скульптуры, которую отличала особая реалистичность изображения, стремление «схватить в голове и лице индивидуальные, остроперсональные и часто совершенно случайные черты» (Б. Р. Виппер).
Характерные признаки римской скульптуры просматриваются в портрете, названном «Брут» (300 г. до н.э.). Точно не установлено, кого именно изобразил талантливый ваятель, но ясно видно, что в этом портрете с глубокой выразительностью переданы черты сдержанного и волевого человека, крупного государственного деятеля Римской республики, примерного гражданина и патриота. В скульптурных портретах, выполненных в полный рост, нашли воплощение общественные идеалы того времени («Оратор», после 89 г. до н.э.).
Литература. Расцвет римской литературы начался в III в. до н.э. с подражания греческим оригиналам. Однако в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в республиканском Риме развивались драма и комедия. Самым известным комедиографом того периода был Тит Макций Плавт. Используя различные произведения Менандра и других мастеров греческой аттической комедии, Плавт по-своему развивал и дополнял греческий сюжет. Сочный, яркий язык его произведений («Амфитрион», «Ослы», «Хвастун» и др.) пестрит площадной бранью и грубоватым римским юмором. Многие его сочинения легли в основу комедий европейских писателей. Другим известным комедиографом II в. до н.э. был Публий Теренций Африканец, который на свой манер продолжил греческую традицию аттической комедии. В отличие от Плавта он писал утонченно и изысканно («Девушка с Андроса», «Евнух» и др.). Во II в. до н.э. популярным становится жанр сатиры, который его создатели считали самостоятельным римским изобретением. В конце республиканского периода творил оригинальный поэт-лирик Гай Валерий Катулл.
Другие статьи:
Паоло Веронезе
Праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрождения наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провел детство и годы учения в родном городе В ...
Признание Веласкеса, как великого художника
Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва (1599—1660) родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье. Отец его, происходивший из португальского семейства, лет за сто пред тем переселившегося в Андалузию, предназначал будущего художника для с ...
Понятие культуры. Истоки русской культуры
Человеческое сообщество есть часть биосферы земли, и потому его существование подчиняется природным закономерностям. Социальная жизнь также частично управляется стихийными, мало зависящими от воли людей силами. Вместе с тем, в отличие от ...