Разработка научной концепции — одна из важнейших частей концептуального подхода к проектированию экспозиции музея. Нами было выявлено несколько понятий научной концепции, рассмотрим их подробнее.
Конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.[4]
Концепция — способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности .[6]
Концепция — ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, внезапное рождение идеи, основные мысли художественного или другого мотива.[14]
Концептуальная модель — совокупность представлений оператора о целях и задачах трудовой деятельности, состоянии предмета труда системы «человек-машина» и собственных способах, управляющих воздействий на них.[25]
Научная концепция музея — всестороннее обоснование целей и задач, создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач способов и средств их реализации.[27]
Термин концепция – трактуется сегодня неоднозначно. В нашей работе мы будем ориентироваться на понятие из терминологического словаря Ю.А. Стариковой. Ведь научная концепция является составной частью концепции музея в целом. К сожалению, в практике работы современных музеев, как правило, эти важные документы отсутствуют на формальном уровне.
Следует отметить, что существуют общие и частные научные концепции. Концепции музейных технологий, например: концепция экспозиции, концепция фондовой работы, относятся к общим, т. к для всех музеев они одинаковы. К частным же относятся концепции музея в целом. Потому что музеи различны по своей структуре.
В разработке научной концепции музея могут быть реализованы два подхода — новаторский, когда музей переживает определенный кризис и ищет выход путем создания новой концепции, кардинально переосмысляет накопленный материал, и традиционный, в случае наличия у музея четкого осмысления своих задач и культурной роли в обществе. Отталкиваясь от общей концепции, типа и профиля музея.
Музеи в библиотеках бывают разными. Обычно, условно их разделяют на исторические и условные. В нашей работе мы создаем концепцию литературного музея. Назначение литературного музея — быть лабораторией, помогающей изучению творчества писателей. С этой целью в них собираются материалы, дающие возможность наблюдать процесс создания литературных произведений, раскрывать социальные корни и классовую направленность творчества писателя, определять его место в современной ему борьбе классовых сил в литературе. Экспонатами литературных музеев являются разные виды рукописей, издания его сочинений, карикатуры, критика и рецензии, газетные и журнальные статьи, официальные документы; иконография писателя, портреты друзей и врагов, плакаты, карикатуры, иллюстрации к текстам, сценические воспроизведения, виды местностей, связанные с творчеством писателя и другой изобразительный материал; вещевой материал.[23]
Проанализируем документацию некоторых музеев в табличной форме.
Таблица 1. Анализ документов концептуального характера
Основные разделы и их наполнение |
Дом Н. В. Гоголя (г. Псков) |
Музей В. Высоцкого на Таганке (г. Москве) |
Комната-музей им. Ф. Шафигуллина (г. Зеленодольск) |
Музей романа В.А. Каверина «Два капитана» |
Общие положения: - правовая база - связь с другими организациями -читательское назначение |
+ + + |
+ + + |
+ + + |
+ + + |
- назначение, цели и задачи |
+ |
+ |
+ |
+ |
Научно-просветительская работа: проведение культурных акций |
+ |
+ |
+ |
+ |
Структура музея: Фондовые, экспозиционные, выставочные, научные отделы, отдел информатики и электронно-вычислительной техники, организационно-хозяйственная служба |
+ |
+ _ |
+ _ |
+ |
Основные параметры музея: документирование, экспонирование, научная и научно-просветительская деятельность. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обоснование значимости музея: миссия музея |
+ |
+ |
+ |
+ |
Информационная д-ть музея: RP, реклама, сайт |
+ |
+ |
_ + |
+ |
Другие статьи:
Культурный прогресс и регресс. Критерии культурного прогресса
Культ прогресс – поступ восход развит К., переход от К. одного кач-ва к К. более высокого кач-ва. Смена куль-историч типов, при кот каждый послед тип К. превосх прдыдущ. Куль регресс связан с утратой достигнутого, попятных движ, уничтож к ...
Смольный институт
смольный институт образование екатерина
На левом берегу излучины Невы, в конце Суворовского проспекта и Шпалерной улицы, стоит устремленный ввысь легкий и изящный Смольный собор, венчающий ансамбль относящихся к нему зданий. В Петербурге ...
Взаимосвязь физического, психологического действия. Основные части
действия: оценка, пристройка, собственно действие
Материалом актерского искусства, является действие, оно составляет актерскую игру, ибо в действии объединяются в одно неразрывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. Всякое действие, ...