Научная концепция музея включает в себя основные положения. В таблице 1. проведен анализ некоторых литературных музеев по концептуальным положениям, но мы должны заметить, что не все положения присутствуют в данных музеях, возможно по причине их не опубликования.
Деятельность данных музеев более подробно представлена во втором параграфе первой главы.
Концепция дома музея им. Н.В.Гоголя продиктована самими обстоятельствами жизни Гоголя, это попытка показать, проследить не только жизненный и творческий путь Гоголя, а ещё и показать влияние его наследия творческого, влияние его личности на, скажем так, мировой культурный процесс. Это музыка, это живопись, это кино, это огромный пласт искусств, которые реализовали творческий потенциал Гоголя.[51]
Нами так же была рассмотрена программа развития комнаты-музея им. Ф. Шафигуллина на 2000—2001 г.
Назначение и цели:
1. Создать на базе комнаты-музея при национально-краеведческом филиале № 42 Зеленодольской ЦБС центр местного краеведения и пропаганда творчества татарских писателей. Осуществлять на базе комнаты-музея обучение библиотекарей системы музейному делу.
2. Осуществлять материально-техническое перевооружение музея и библиотеки с учетом современных требований к обслуживанию ее пользователей. Осуществлять комплектование библиотеки литературой по краеведению, литературоведению и музееведению».
3. Осуществлять досуговые и нетрадиционные формы работы с читателями и пользователями библиотеки-музея.
Программа предлагает:
1. Составить «Положение о комнате-музее писателя Фаиля Шафигуллина при библиотеке-филиале № 42 Зеленодольской ЦБС Республики Татарстан».
2. Составление сводного краеведческого каталога или картотеки, отражающей фонды музеев, частных лиц, школ и библиотек города и района.
3. Создание методического пособия, библиографического указателя по краеведению.
4. Пополнение фонда музея новыми экспонатами.
5. Создание буклета музея или путеводителя по музею.
6. Создание клуба или любительского объединения.
7. Оснащение видео-экскурсоводом комнаты-музея.
8. Создание видео-фонда выставок и мероприятий музея и видеофильма о музее и писателе совместно с ТВ Зеленодольска.
9. Проведение обучающих семинаров и «круглых столов» для библиотекарей системы с приглашением сотрудников научно-методического отдела Государственного Объединенного музея Республики Татарстан и музея народного творчества и этнографии Зеленодольска.
10. Совместные мероприятия с городскими музеями (музеи народного творчества и этнографии, музеи завода им. Серго, музей татарского просветителя Каюма Насыри при школе № 10).
11. Использование этнографического уголка в пропаганде народного творчества, промыслов и ремесел, в проведении фольклорных вечеров и праздников.[12]
Работа с читателями и пользователями библиотеки-музея им. Ф. Шафигуллина:
Форма |
Наименование |
Дата |
Экскурсии по музею |
«Жизнь и творчество писателя Фаиля Шафигуллина» (на тат.и рус. яз.) |
по мере необходимости |
Презентации книг Эльмиры и Фаиля Шафигуллиных |
«Тагын бер мэртэбэ нурланып яз килде .» («Мир творческой семьи») |
ежегодно |
Вечер одного экспоната |
«Из сокровищниц ГОМ республики Татарстан» |
ежегодно |
Выставка-просмотр |
«Карлыгачлар килгэч тудын син .» («И вновь наступила весна .») — творчество Ф. Шафигуллина |
апрель-май2000—2001 г. |
Штрихи к портрету |
«Шаян пэйгэмбэр» («Юморески») — юмор в творчестве писателя |
март 2000 г. |
Литературная встреча |
«Мэхэббэтнен жиде тосе» («Какая она любовь?») — встреча с поэтессой Э. Шарифуллиной, вдовой писателя |
май 2000 г. |
Вечер памяти писателя |
«Сагыналар сине дусларын .» («Ты в памяти друзей всегда .» — встреча с членами Союза писателей Татарстана |
ежегодно в мае |
Час юмора |
«Фаил Шафигуллин тынгысыз рэссэм калэме» («Беспокойное перо писателя») |
октябрь 2000 г. |
Литературные чтения |
«Фаил Шафигуллин доньяны рэссэмча курэ иде .» («Мир глазами Ф. Шарифуллина») |
ноябрь 2000 г. |
Вечер фольклора |
«Хуш килэсен, Науруз!» «Сабан-туй» «Каз омэсэ» |
март 2001 г. июнь 2001 г. ноябрь 2001 г. |
Библиотечно-музыкальные посиделки |
«Так бывало в старину…» (Традиции и обычаи народов Поволжья) |
сентябрь 2001 г. |
Час искусства |
Заочное путешествие по залам Государственного Объединенного музея РТ |
февраль 2001 г. |
Шафигуллинские чтения |
«Намус, кешелеклелек хэм егетлек жырчысы» («Совести, мужества и человечности певец») |
май 2001 г. |
Вечер одного экспоната |
«Передано в дар музею» |
апрель 2001 г. |
Другие статьи:
Культура как мир артефактов
Когда мы дышим, едим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от действий, совершаемых животными. Человеческая деятельность включает в себя подобные акты биологического поведения, но не сводится к н ...
Общий обзор танцевальной культуры астраханских татар
Народные танцы астраханских татар, как и искусство любого другого народа, уходит корнями в глубокую древность. Запрет мусульманской религии на танец, униженное положение женщин — все это с одной стороны сдерживало дальнейший рост народног ...
Диггеры, толкинисты, ролевые игры
«Тяга к опасному» реализуется в различных формах молодежных сообществ и не обязательно имеет криминальный оттенок. Фактически субкультурными образованиями стали группы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорт. Некоторые сообщес ...