Более десяти тысяч лет назад, когда климат в прилегающих к Нилу степях и саваннах был более влажным, здесь обитали кочевые племена охотников, избегавших селиться в болотистой и нездоровой долине Нила. Однако постепенное иссушение климата превращало саванны и степи в бесплодную пустыню, что заставило первобытных охотников с течением времени заселить берега Нила. Параллельно формировалась египетская народность: с коренным населением протокушитами и протоберберами смешались протосемиты, возможно, пришедшие из Аравии. Пустыни тормозили дальнейший приток кочевых племен, и к концу четвертого тысячелетия до нашей эры здесь сложился относительно однородный этнический тип.
Свою страну древние египтяне называли «Кемет», что означает «Черная», ибо темный цвет плодородной почвы связывался у них с представлением о вечном возрождении жизни. В дальнейшем за страной закрепилось греческое название «Айгюптос», вероятно произошедшее от видоизмененного наименования «Хикупта» («Крепость духа Пта»), соответствовавшего городу Мен-Нефер (Белая стена), известному нам как Мемфис, расположенному неподалеку от современного Каира. История Египта древнейшего периода — до образования государства и возникновения классового общества - восходит к тому времени, от которого сохранились лишь памятники материальной культуры. Первые поселения в долине Нила относятся к каменному веку, который подразделяется на три периода — палеолит, неолит и энеолит. От эпохи палеолита дошли только вещи утилитарного назначения. Искусство заявляет о себе лишь со времени неолита, когда изделия стали украшаться и появились предметы, специально предназначенные для культовых целей. На раннем этапе существования древнеегипетского искусства уже проявилась одна из основных его особенностей: функциональность памятников — соответствие предметов их прямому назначению. При изготовлении культовых вещей — керамических и каменных сосудов, ритуальных ножей, украшений, обнаруженных в захоронениях, использовались те же формы, что и для изделий быта. Жилые постройки древнейших обитателей Нильской долины служили прообразом погребальных сооружений. Раскопки неолитических захоронений, относящихся к Бадарийской культуре, обнаружили различные предметы погребальной утвари, что указывает на существование веры в загробную жизнь. Умершим приписывалась способность покровительства своим живущим сородичам. Отсюда возник культ предков.
Вплоть до конца девятнадцатого века о царствовании первых правителей имелись лишь туманные, порой полудостоверные, полулегендарные представления. Ученые опирались на свидетельства греческих и римских авторов и на древнеегипетские письменные источники, среди которых следует отметить фрагментарно сохранившийся Туринский папирус, содержавший перечень царских имен. Однако и древнеегипетские тексты зачастую имели довольно сильные расхождения. Наиболее авторитетным и ценным из них принято считать Палермский камень - древнейший из дошедших документов. Вся поверхность его была исписана именами фараонов в последовательности их царствования с указанием продолжительности правлений. Вероятно, подобные источники легли в основу труда египетского жреца Манефона (конец IV - начало III в. до н.э.). Манефон разделил всю историю Египта на 30 династий, которые он объединил в три крупные периода, называемые царствами: Древнее, Среднее и Новое. В результате последующих уточнений были выделены эпохи Раннего царства (I—II династии) и два Периода распада, первый (VII-X) и второй (XIII-XVI династии), связанные со временем децентрализации египетского государства. Хотя это подразделение условно, ученые пользуются им и по настоящее время. В последние годы было много сделано в изучении истории Египта I тыс. до н.э. — так называемого Позднего периода. Его начало (XI-VIII вв. до н. э.) открывается кратковременным правлением местной XXI династии, за которой следует период нашествия иноземцев и захват ими египетского трона (XXII—XXV династии). Затем наступает своеобразный период возрождения - эпоха Сажса (XXVI династия). С 525 года до н.э. на египетском престоле воцаряется XXVII персидская династия, а сам Египет входит в состав ахеменидской державы. Далее наступает последний период его самостоятельности, приходящийся на время XXVIII-XXXI династий и продолжавшийся до нашествия Александра Македонского (332 г. до н.э.), не считая кратковременного вторжения персов в 341 году. Завоевание Египта греками положило начало эпохе эллинизма, отмеченной органичной взаимосвязью древнеегипетской культуры с античной.
Другие статьи:
Теория циклического развития культуры О. Шпенглера и А. Тойнби
Книга Данил. «Россия и Европа» оказала большое влияние на немецкого философа О. Шпенглера (1880-1936 г.г.), основной труд кот. «Закат Европы». Вслед за Данилевским Шпенглер утверждает, что никакой общей истории не существует, история мног ...
Арабский язык и письмо
Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и ...
Реализм эпохи Возрождения
Возрождения характеризуют интерес к человеку, любовь к природе, красоте, жажда знаний, открытий (кругосветные путешествия Магеллана и Колумба, открытие
Америки), расцвет естественных наук, искусства, литературы, формирование и развитие р ...