На основе сохранившихся документов и данных археологических раскопок ученым удалось установить последовательность правителей додинастического периода. Основателем I династии принято считать Мена, однако по другим источникам он отождествляется с Нармером, что в настоящее время рядом ученых справедливо оспаривается. В списке Палермского камня первому фараону I династии предшествовал перечень имен еще более древних правителей. Подтверждение этому документу нашли археологи. В конце XIX века в Абидосе обнаружили некрополь, где среди найденных предметов оказались вещи с изображением сокола над именами царей. Эта находка дала ключ к установлению царских имен. По этому признаку ученые объединили семь правителей, предшественников Мена, в так называемую «нулевую династию».
Но поскольку нас в нашей работе интересует лишь архитектура периода Древнего царства то и остановимся на нём, итак…
Древнее царство — эпоха сооружения великих пирамид. Уже одно это определяет его лицо в общей линии развития древнеегипетской культуры, свидетельствуя о высоком уровне науки, искусства, об оформлении государственного строя, успехах хозяйственной жизни и сложении религиозной системы. Усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти фараона-деспота, достигшей к этому периоду своего апогея. Централизация повлекла за собой развитие бюрократического аппарата. Важнейшие государственные должности распределялись среди вельмож, во многих случаях — родственников фараона. Из их среды назначались правители номов-провинций. Сам же фараон сочетал высшие полномочия с саном верховного жреца, сделавшись, таким образом, и главой духовной власти. Весь Египет с его населением считался собственностью фараона. В Древнем царстве впервые упоминается о людях, именовавшихся «слугами фараона». Самая ранняя надпись, в которой это название встречается, обнаружена на камнях пирамиды Джосера. Подъем хозяйства и развитие ирригационной системы требовало большого притока рабочей силы, которая поступала за счет обращенных в рабов пленных. В религиозной системе в эпоху Древнего царства складываются официальные версии важнейших догматов и теорий. Представление о божественности фараона - сына бога во плоти - содействовало укреплению его единовластия. Наделение царя божественной сущностью и приписываемая ему роль покровителя страны обусловили сложный религиозный ритуал, характер мистериальных празднеств и оказало воздействие на все возрастающее значение заупокойного культа. Об этом свидетельствует небывалый расцвет монументального каменного зодчества, апофеозом которого явились гигантские пирамиды, причисленные еще в древности к семи чудесам света.
Но путь к достижению совершенства пролегал через длительные поиски и находки. Все более внушительные размеры приобретает гробница - мастаба, ставшая конструктивной основой монументальных сооружений из камня. Гробницы знати, так называемые «мастаба»( «Мастаба» по-арабски значит «скамья». Так называют гробницы знати Древнего царства современные египтяне. Это название удержалось и в науке.), состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабах, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.
Другие статьи:
Специфика восприятия и мышления в традиционной культуре
Впервые вопрос об особенностях восприятия, познания и мышления в традиционных (архаических) культурах поднял еще Э. Тайлор в «Первобытной культуре». Он провел аналогию между фантазией дописьменных народов и детей в цивилизованном обществе ...
Вахтангов и его направление в театре
Анализировать работу Вахтангова и рассуждать о его направлении в театре относительно молодой человек, живущий в вначале XXl века, может исключительно по сказанному Евгением Багратионовичем, сказанному о нем и его творчестве, проводя сравн ...
Паспорт фольклорного танца астраханских татар "Ак Шатыр"
В период написания данной исследовательской работы моим информатором был Умеров Давлят Исмагилович, который является представителем изучаемой мной этнотерриториальной группы и занимается исследованием танцевального фольклора астраханских ...