Расположение основных помещений было обусловлено требованиями религиозного культа. Среди них важная роль принадлежала хебседному двору, предназначавшемуся для ритуального бега фараона. Большая роль в ансамбле Джосера отводилась декоративному оформлению. Система декора отличалась предельной простотой: в отделке наружной стены зодчий использовал традиционный мотив светотеневого контраста выступов и ниш. Характерной особенностью строительной техники является имитирование в камне приемов деревянных конструкций тростниковой плетенки и перевязи - рифленая поверхность полуколонн входной галереи напоминает связки папирусов. В орнаментике фризов и в капителях колонн использованы стилизованные изображения бутонов лотоса, раскрытых цветов папируса и пальм, а также мотивы иероглифических знаков и уреи. Из всех сооружений комплекса Джосера одна ступенчатая пирамида лишена всякого декора. Являясь доминантой ансамбля, она покоряет простотой и ясностью конструкций, лаконичным силуэтом ступенчатых граней и по сравнению с мастабами – динамичным нарастанием массы вверх, сохраняя при этом спокойное величие статики форм, гармонично уравновешивающих поступательное движение.
Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии. Гробница преемника Джосера, фараона Сехемхета, открытая в 1951 году египетским археологом 3. Гонеймом, возможно, также принадлежала зодчему Имхотепу.
В марте 1951 г. Захария Гонейма назначили главным инспектором Саккара. Он справедливо удивился тому факту, что в районе находилась всего одна пирамида, принадлежавшая временам Третьей династии (Ступенчатая пирамида Джосера), и тщательно обследовал окрестности. Как он и предполагал, слишком густо усеянное строительным камнем продолговатое плато (гранит, известняк, алебастр), оказалось беременным рукотворными постройками. Гонейм обнаружил огромную платформу 518х183 м, на которой была выстроена внешняя стена, сходная со стеной, ограничивавшей комплекс пирамиды Джосера. Работы по строительству пирамиды не были закончены, - предположительно, потому что Сехемхет просто умер, проправив всего шесть лет, - вскоре после начала строительства. Если бы этого не произошло, пирамида его, скорее всего, была бы о семи ступенях и высотой около 70 м - на одну ступень и на почти пять метров выше своей джосеровой сестры. В 1954 г. обнаружили глубокий скальный вход, ведущий вниз к запертой двери. Там, перед входом, нашли 21 золотой браслет, полую золотую трубку и прекрасную золотую коробочку в форме ракушки. Имя Сехемхета обнаружилось на пяти небольших глиняных печатях, закупоривавших сосуды, а после, когда был расчищен опасный проход, в центре погребального зала нашли и прямоугольный саркофаг, выполненный из монолитного куска прозрачного алебастра. Гробница не была разграблена. В июне 1954 г., почти через три года после начала работ, надежно запертый изготовителями саркофаг осторожно вскрыли на глазах у специально собравшейся по этому поводу публики, и с изумлением обнаружили, что он девственно пуст. Внятных объяснений ненаходке пока нет. Вероятно, царя похоронили где-то еще, а где не известно. Прямоугольный алебастровый саркофаг Сехемхета имеет уникальную для царских саркофагов Египта форму, при этом он не закрывался крышкой, но в верхней части запирался скользящей Т-образной панелью.
Другие статьи:
Торговля
Товарное производство на Руси существовало уже на ранней стадии феодализма. В большей степени его возникновение связано с ростом ремесла и городов. Выделение ремесла, возникновение и рост городов содействовали расширению внутреннего рынка ...
Юные годы – золотые
Идёт по жизни смело
Влюблённый в своё дело
При дождевой погоде,
А также снеговой,
Совсем ещё мальчишка,
Художник этой книжки
С глазами голубыми,
И светлой головой.
Андрею приходилось много работать, удивительно, как в его голове р ...
Культура русского «Серебряного века»
Серебряный век – 1) термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 вв. или начала 20 в., 2) период в римской литературе с 18 до 133 н.э., отмеченный зам ...