В эпоху социализма была создана иерарханизированная система воспитания, однако «система не смогла преодолеть свой главный порок – отсутствие свободы. Свободы для реализации замыслов, для творческого поиска, для спора с самой системой. «Система» настаивала на аскетизме как главной ценности бытия и проиграла «холодную войну» в тот момент, когда уже не в силах была противостоять нормальным человеческим желаниям к свободному выбору, к утолению жажды новизны, к остроте ощущений в свободном (творческом – И.И.) поиске» (41, с.54), с другой стороны некоторые руководители подразделений в основном люди «старой» формации (руководители с большим стажем работы), прекрасно знали отдельных участников базового дворца культуры, лидеров творческой деятельности (спеть, сыграть, прочитать стихи и т.п.) в производственном коллективе. От них мы получили ценные сведения и смогли в дальнейшем опираться на таких лидеров производства в организации и возрождении рациональных форм досуговой деятельности личности в условиях производственного коллектива.
Проведенный нами опрос и интервьюирование экспертов крупных структурных подразделений – совет директоров, начальники цехов– показал, что 76% экспертов не знают о формах активной досуговой деятельности членов производственного коллектива и только 24% знают участников творческой деятельности базового ДК, своего структурного подразделения.
Опрос и интервьюирование руководителей, непосредственно связанных с членами производственного коллектива, – мастеров, бригадиров, профсоюзных лидеров – показал, что 56% знают активных участников и лидеров художественной самодеятельности своего предприятия (областные, городские, районные смотры художественной самодеятельности производственных коллективов, региональные смотры министерства тяжелого машиностроения, бригадная самодеятельность).
В приобщении членов производственного коллектива к художественной самодеятельности важная роль принадлежит лидеру. Б.Д. Парыгин, Е.С. Жеребова, Л.И. Уманский, Е.И.Смирнова, И.П.Волкова, Ю.Н. Емельянов, Е.С.Кузьмин, А.В.Петровский, Г.Н. Голованов и др. рассматривают лидера как инициатора, эрудита, генератора эмоционального настроя, эмоционального напряжения, умельца. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин и ряд других выделяют следующие лидерские функции: административную, стратегическую, экспертно-консультативную, коммуникативно-регулирующую, представительства во внешней среде, дисциплинарную, воспитательную, психотерапевтическую. Б.Д.Парыгин предлагает типологию лидерства, построенную на таких основаниях:
- по стилю руководства - авторитарный лидер
демократический лидер
- по характеру деятельности - универсальный лидер
ситуативный лидер
- по содержанию деятельности - лидер-вдохновитель
лидер-исполнитель
Мы считаем, что руководитель художественной самодеятельности работающий в условиях современного производственного коллектива (и это много раз доказывала досуговая педагогика творческой деятельности), должен быть универсальным лидером, удерживающим за собой лидерские позиции в любой обстановке. Но при этом он всегда должен оказываться как бы «на втором плане», опираясь в своей деятельности на тот объективный материал, который был получен в результате «нулевого среза» эксперимента, «взращивая специфических», нужных именно в производственном коллективе лидеров. Наши исследования показали, что лидер должен четко представлять, что в производственном коллективе есть два основных полюса лидерства – тенденция «профессионализации» и тенденция реализовывать себя в других сферах – общественной деятельности, общении, творчестве. В ходе организационно-экспериментальной работы мы установили следующие типы лидеров: общественно-организационного; коммуникативного и творческого. Остановимся на более подробной характеристике выше названных типов лидеров.
Другие статьи:
Изобразительное искусство
Важным памятником истории и культуры болгар, в том числе культуры духовной, являются граффити – рисунки, процарапанные на известняке или кирпиче средневековыми художниками. Их находят на стенах крепостей и домов, языческих храмов и христи ...
Исследование восприятия английских шуток
представителями различных культур
Просмотр определенного количества британских интернет-сайтов, посвященных современному юмору, позволяет автору данной работы выделить основные темы английских шуток:
· Животные (Animals)
· Бары, бармены и посетители (Bar jokes)
· Блонд ...
Андреа Паллааио
Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гуманисты. Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учитель ...