Мы согласны, что первоосновой любой человеческой деятельности являются потребности и мотивы личности. Мотивы и потребности различают по их осознанности и целенаправленности на характер этой деятельности, к которой они побуждают. Мотивы всегда связаны с содержанием деятельности человека и потребностью общения с людьми, оценкой и одобрением их поступков. Они могут различаться по виду потребностей, характеризоваться широтой или узостью притязаний личности и определяться конкретным содержанием деятельности.
В теоретической литературе наиболее значимо были обоснованы методологические подходы к типологии мотивов личности в творческой деятельности Г.И.Фроловой и Е.И. Смирновой. О классификации мотивов участников клубной художественной самодеятельности говорится в исследовании А.Г.Михайлика (129). Однако мотивационная сфера творческой деятельности личности в современном производственном коллективе практически не исследовалась в психолого-педагогической науке и практике. Основываясь на идее А.Г.Михайлика о том, что деятельность участников самодеятельности можно разделить на репродуктивную и творческую, включающих и все остальные ее виды (учебная, поисково-исследовательская, организационно-пропагандисткая, коммуникативная и др.), мы выделяем 3 группы ведущих мотивов: мотивы художественно-творческой деятельности; мотивы общения; мотивы признания.
Опираясь на теорию вопроса и выводы психологов о том, что личность ощущает потребность в общении, получении новых знаний, расширении и обогащении духовно-ценностных ориентаций, представим мотивы участия личности в творческой деятельности производственно коллектива следующими группами: мотивы творческой деятельности как фактор приобщения к художественным ценностям; мотивы общения; мотивы социально-творческой деятельности (система концертов во внешней среде).
Эта группа мотивов была подтверждена и в нашей анкете, которую мы составляли для выяснения творческих запросов будущих участников творческого коллектива. В опросе участвовало 47 человек.
На вопрос Почему Вы изъявили желание заниматься в хоре? респонденты ответили:
- научиться хоровому пению 14,8%
- любовь к хоровому пению 51%
- узнать новые произведения 34,2%
Что Вы ожидаете от самих репетиций ?
- отдыха 8,5%
- получать удовольствие от выученных новых песен 23,4%
- эмоциональную разрядку 12,7%
- изучить интересный репертуар 31,9%
- общение и непроизводственные отношения с работниками цеха – участниками коллектива. 23,4%
Любите ли Вы выступать на сцене ?
- в этом состоит смысл занятий 6,3%
- хочу быть замеченным 10,6%
- в составе всего коллектива 38,2%
- в составе ансамблей, дуэта 14,8%
- солистом 12,7%
- получаю удовольствие от общения со зрителем 17%
Перед какой аудиторией Вы хотели бы выступать?
- товарищами по работе 19,1%
- перед родственниками 14,8%
- перед знакомыми 17%
- на смотрах 8,5%
- везде, где придется. 40,4%.
Таким образом, основную группу составляют мотивы самореализации (любовь к хоровому пению – 51%; изучить интересный репертуар – 31,9%; в составе всего коллектива 38,2%; везде, где придется 40,4%)
В ходе исследования мы установили, что ценность участия личности в художественной самодеятельности проявляется в самореализации, а общение в сфере культуры основано на единстве интересов, увлечений, взглядов, общем стремлении к получению разного рода информации и обмена ею, восприятию прекрасного, к творчеству.
Опытно-экспериментальная работа по приобщению членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям строилась на основе создания выявленных педагогических условий. Формирующий этап эксперимента носил естественный характер, то есть протекал в условиях работы комнат отдыха производственного коллектива. Он включал следующее: оказание помощи в разработке планов; подготовку программы развития коллектива; создание условий для эффективного приобщения членов производственного коллектива к эстетическим ценностям.
Такой подход позволил нам определить содержание опытно-экспериментальной работы. При этом мы высказали предположение, что можно реализовать организационно-педагогические возможности производственного коллектива по приобщению его членов к художественно-эстетическим ценностям, если:
- использовать убежденность и заинтересованность руководства (совет директоров, начальников цехов, отделов и т.д.) производственного коллектива в необходимости духовного развития и творческого обогащения рабочих и служащих предприятия;
Другие статьи:
Антропоморфные статуи Новой Гвинеи
Подобно австралийскому, искусство папуасов Новой Гвинеи, второго по величине острова мира, очень многообразно, и каждой художественно-этнографической области острова свойственны особые характерные черты, свой специфический стиль и техника ...
Холмогорская роспись
Мастера этой росписи проживали в селениях по берегам рек Ваги, Устьи и Кокшеньги. Центрами, где развивалась роспись, были деревня Глубоковка и город Шенкурск. Отсюда название росписей - глубоковская и шенкурская. В Глубоковке среди прожив ...
Развитие украинского архитектурного барокко. Роль Ивана Мазепы, как
мецената украинской культуры
Характеризуется умеренными орнаментами и упрощёнными формами и иногда рассматривается как предшественник конструктивизма. Сохранились многие образцы украинского барокко, включая ансамбль Киево-Печерской лавры, Софийского собора, Выдубецко ...