Художественная самодеятельность, ее репертуар, вместе с тем, выступил фактором дальнейшей социализации членов коллектива через приобщение кхудожественно-эстетическим ценностям, усвоение и акттивное воспроизводство индивидуального и коллективного социального опыта, установление системы социальных связей. Мы учитывали, что социализация – процесс превращения человека в члена современного ему общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками в разнообразных социальных взаимодействиях. Нами использовались два основных вектора. Первый был направлен на саму личность, он отражал процесс усвоения и преобразования социального опыта, эстетических отношений в собственные установки, ценностные ориентации, усвоения социальных норм, ролей, навыков. Он длится всю жизнь, проходит ряд этапов, осуществляется через различные социальные институты, включая систему образования, обучения, воспитания. Внутренний вектор социализации личности предполагал активное участие самого человека в освоении культуры, формировании определенных социальных норм поведения, ролей, взаимном контакте с другими людьми в процессе общения и совместной деятельности, взаимосвязи с различными этапами жизнедеятельности, формировании основных психических функций и развитии самосознания, выработке процессов саморегуляции, индивидуального поведения и внутреннего самоконтроля, что приводит самоактуализирующуюся личность (термин А. Маслоу) к новым, более высоким духовным потребностям.
Процесс социализации включает самореализацию, т.е. образование своеобразного внутреннего контроля совести, механизмов самоконтроля, самокоррекции. Внешний вектор социализации личности проявлялся в процессе передачи жизненного опыта, воспроизводстве социально-культурного опыта другим людям. В ходе эксперимента это осуществлялось в процессе контактов личности с другими людьми, группами в условиях общественно значимой совместной деятельности, в том числе и на репетиционных занятиях, концертах хорового коллектива.
В нашей художественно-творческой деятельности досуговых коллективов выбор новых произведений репертуара и их исполнение предполагали сущностное раскрытие познавательного процесса личности средствами самодеятельного искусства. При построении целенаправленного творческого процесса в коллективах художественной самодеятельности мы исходили из того, что его познавательной сущностью здесь были растущие духовные потребности.
Опыт показал, что в художественно-педагогическом процессе самодеятельного коллектива одной из ведущих функций является развитие художественно-творческих способностей участников самодеятельности. С этой точки зрения репертуар выступал как средство самовыражения, самопроявления, а точнее, самореализации личности. Повышение эстетического уровня средствами репертуара, развитие определенных качеств личности (высокой нравственности, любви к родному краю и т.д.) происходило одновременно и с приобщением членов коллектива к духовным художественным ценностям. Ценность репертуара мы определяли исходя из идейности, актуальности, художественной ценности произведений, его соответствия, удовлетворения потребностей участников самодеятельности. Полностью реализовать эту педагогическую задачу было трудно. С одной стороны, необходимо было удовлетворить многообразие художественно-эстетических вкусов, соответствующих культурному опыту участников, с другой – уровни этих потребностей были различны, они могли оказаться как очень высокими, так и низкими. Наши исследования показали, что репертуар коллектива своим содержанием (поэтический текст, мелодия, инструментальное сопровождение и т.д.) производил и оказывал эмоциональное воздействие не только на слушателей, членов производственного коллектива, но и на самих исполнителей. В программе хора звучали народные песни в оригинале и в обработке, произведения уральских композиторов Е. Родыгина, В. Горячих, Е. Щекалева, И. Шутова, О. Кульдяева и др., что позволяло нам в значительной степени достигнуть положительного результата в приобщении участников хора – членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям.
Второе направление экспериментальной работы были связано со сбором информации о художественной деятельности в красных уголках. С этой целью мы проанализировали их планы работы по культурно-досуговым мероприятиям. Для этого использовали архивные и современные данные планов работы цехов, планы по культурно-просветительной работе, заводские газеты, альбомы, стенды, опросы председателей профкома, начальников участков, мастеров, участников художественной самодеятельности, активистов, ветеранов цеха и т.д.
Другие статьи:
Антигерой – как главный
Разумеется, помимо "гигантских роботов" и "девушек-волшебниц" было и множество других сериалов и фильмов. Так в 1970 году вместе со спортивным сериалом студии Тэдзуки "Mushi Productions" "Завтрашний Джо& ...
Актуальность традиционной культуры астраханских татар и формы ее
распространения
Традиционная культура – это автохонная, устойчивая культура, в ней изменения не происходят, либо эти процессы протекают очень медленно, потому не фиксируются коллективным сознанием народа, который является ее носителем.
На сегодняшний де ...
Материалы для изготовления форм
Для вакуум-процесса используются синтетическая пленка, пески без связующих компонентов и вакуум.
Формовочные пески.
При изготовлении форм для стального, чугунного и цветного литья рекомендуется применять обычный кварцевый песок по ГОСТ 2 ...