А.С. Макаренко в своих работах отмечал, что «жизнь коллектива должна быть наполнена радостью, не радостью простого развлечения и удовлетворения сейчас, немедленно, а радостью трудовых напряжений и успехов завтрашнего дня» (117, с.78.). На следующих репетициях мы продолжали разучивать несложные по музыкальному материалу, но интересные для участников хора произведения. Этот педагогический прием позволил нам: избежать излишнего академизма и сохранить привлекательность занятий; в сжатые сроки подготовить концертную программу; удовлетворить творческие запросы части хора; осуществить пополнение творческого коллектива (на занятия пришли мужчины); за счет мужских голосов расширить репертуар хора.
Особо важным для нас было выявление лидеров в хоровом коллективе. В этот период создания хора нам необходимы были участники, обладающие навыками лидерства. Мы согласны с мнением Б.Д. Парыгина, который указывал на то, что «стремление к самовыражению является одним из важнейших проявлений и одновременно показателем тенденции персонификации личности» (142, с.73.). В результате наблюдений мы выявили группу, которая по своим данным заметно выделялась из общего состава. Эти участники коллектива быстрее и качественнее всех запоминали свои партии и вполне заслуженно выдвинулись в число лидеров хора. Природные и приобретенные ранее музыкальные навыки выдвинули большинство неформальных лидеров коллектива в солисты (Гр. Кононенко, Л. Гусельникова, Л. Аввакумова, Л. Петрова, А. Курлыгин, С. Русинов и др.). Своей творческой активностью лидеры помогали руководителю в создании художественного коллектива.
Очередной задачей стоящей перед коллективом было приобретение навыков основных приемов в хоровом пении. В работе хора первостепенной задачей являлось развитие навыков совместного пения. На этом этапе предусматривалась работа по изучению и формированию некоторых приемов вокальной техники: разнообразные вокально-хоровые упражнения; комплекс дыхательных упражнений;
В результате такой экспериментальной работе хор учился азам профессионализма, стремился петь на «опоре», появилось более мощное звучание коллектива. Расширился диапазон хоровых партий, появилась более устойчивая интонация, гибкая фразировка. В упражнениях, а в дальнейшем и в произведениях, стали появляться подвижные нюансы (cressеndo и diminuendo). Участники осваивали музыкальную терминологию (forte, mezzoforte, высокая и низкая позиции и т. д).
В любом творческом коллективе учебная и творческая деятельность взаимосвязаны. В ходе эксперимента репертуар коллектива пополнился более сложными по творческим задачам произведениями, при исполнении которых применялись освоенные участниками профессиональные штрихи и нюансы (р.н.п. в обр. Н. Кутузова «Мне не спится, ноченька», «Купил Ванька себе косу», «Доброта», В. Горячих, « Люблю Урал» И. Шутова и т.д.). Этих результатов достигли гораздо быстрее, чем это было при использовании старых методик проведения занятий. Мы подготовили к концертным выступлениям большее количество песен, что привлекало к занятиям коллектива и являлось одним из факторов приобщения к художественно-эстетическим ценностям.
По итогам работы мы пришли к выводу о необходимости формирования репертуара хора с учетом индивидуальных и групповых творческих пожеланий. Тем более, что с появлением некоторых навыков хорового пения у многих участников коллектива возросли желание и потребности исполнять более сложные произведения. Этот процесс был обоюдным. С одной стороны, руководитель хора активно подводил самодеятельных артистов к более сложным и интересным произведениям (введение специальных упражнений, музыкальной терминологии, работа с лидерами, солистами и т.д.). С другой – с появлением определенных певческих навыков у участников хора появилась уверенность в своих силах, а благодаря педагогически целенаправленной работе, постепенно стали раскрываться внутренние потребности участников к исполнению любимых произведений. Участники коллектива предлагали включить в репертуар хора их любимые песни. Все заявки-предложения фиксировались, обсуждались, рассматривались активом хора (партитура, фактура изложения).
В репертуаре появились следующие произведения: «Над вечерним Челябинском» О. Кульдяева, «Солдаты – герои мои» В. Левашова и т.д.).
Спустя полгода мы смогли подвести некоторые итоги нашей работы по созданию коллектива. Одна из главных задач эксперимента была выполнена. Нам удалось объединить разрозненных любителей хорового пения в творческий коллектив. Но впереди стояли еще более сложные задачи: привитие вокально-певческой культуры хоровому коллективу и приобщение его участников к художественно-эстетическим ценностям.
Другие статьи:
Стиль и характер творчества Сурбарана
Сурбаран — мастер монументальной композиции — отразил характерные черты ведущей для Испании 17 века темы «монастырской жизни». Циклы его картин создавались по заказам монашеских орденов. Произведения художника кажутся подчас для своего вр ...
Русские ценности и российский тип хозяйства
Фундаментальные ценности русской культуры, лежащие в основе русского национального характера, устойчиво существуют на протяжении веков, передаваясь из поколения в поколение. Но под влиянием новых направлений мирового развития, исторически ...
Гармония и центр композиции
Все средства выразительности при объединении следует подчинять гармонии. Гармония - соразмерность всех частей целого. Гармония фона и переднего плана, цвета и графических элементов, освещения и ракурса составляют основу композиции. Цельно ...