В 1990-е годы система планирования только разрабатывалась. Не было стабильности в экономике, что отразилось на работе творческого состава филармонии. А именно: многие исполнители-музыканты уходили из филармонии из-за невозможности реализации профессионального потенциала.
Экономическая неразбериха 90-х годов положила конец упорядоченной, регламентированной жизни филармоний. Непрофильное использование залов – был единственный путь к спасению: крупные площадки использовались под «коммерческие мероприятия», а собственно филармоническая деятельность оказалась на периферии. Ситуация с гастролями тоже была критической, так как в это время ни о каком межрегиональном обмене речь не шла. И только раз или два раза в год приезжал в регион столичный оркестр, на него тратили весь бюджет, рассчитанный на год. Но именно из-за дефицита гастролей в 90-е годы начали набирать силу собственные филармонические коллективы. Российским филармониям, впервые столкнувшимся с экономическими проблемами, надо было учиться самостоятельной жизни в новых условиях.
В момент адаптации к новым экономическим условиям Россия не могла предложить зарубежным знаменитостям ни выступлений в престижных залах, ни высоких гонораров. Гастрольная жизнь не исчезла полностью, она стала бессистемной, нерегулярной и разорительной.
Ставки артистов, цены на билеты и репертуарные планы утверждало Министерство культуры. Залы были практически бесплатные. Они и не должны были поддерживать экономику филармонических коллективов, это была задача государства. Никакой рекламы не было, и в ней не было необходимости, потому что никакой конкуренции в этой сфере не существовало. Очень большое внимание уделялось исполнителю, “художнику”, а публика, несмотря на все декларации, оказывалась последней инстанцией, на которую стоило ориентироваться. Связано такое невнимание к потребителю было с тем, что в отрегулированной системе филармонической деятельности экономика почти никак не пересекалась с концертным делом. Все заботы брало на себя государство. Низкие цены на билеты, несомненно, способствовали росту посещаемости. Из-за дешевизны билетов филармоническая работа оказывалась благотворительной, а широчайший репертуарный и функциональный разброс практически лишили Филармонию «Брэнда» — самобытного и четко определенного названия.
Филармонии необходимо было взять на себя определение функций, обязанностей и прав, подразделений организации и изменения штатного расписания по определению должностных лиц и иных сотрудников. Организационная структура управления в концертных организациях зачастую существует практически в том виде, в котором она сложилась исторически и строится, в первую очередь, в зависимости от специализации концертных организаций.
Рассмотрим, как поменялась организационная структура Московской филармонии, и как это сказалось на планировании деятельности за последние тридцать лет. Схему организационной структуры можно восстановить по штатному расписанию. Самое древнее, которое удалось найти, относится к 1979 году. В 1979 году во главе Филармонии был художественный руководитель, который, совместно с художественным отделом и коллегией, в которую, в основном входили государственные служащие из Министерства культуры, формировал художественную концепцию и план деятельности Филармонии. Данный план распределялся между дирекциями стационарных залов, основными из которых и по сей день, являются – Большой и Малый залы консерватории, концертный зал имени П.И. Чайковского, Рахманиновский зал Консерватории, зал училища им. Гнесиных, и многие другие камерные залы домов культуры, музеев и подмосковных усадеб. Наравне с этим, существовало Концертное Объединение, в функции которого входило, в основном, гастрольная и просветительская деятельность. В состав КО входил отдел по работе среди детей и юношества, чтецкий, лекторийный, гастрольный отделы и музей Филармонии. В так называемые отделы «обеспечения» входили редакционно – издательский – нынешний рекламно – издательский, нотная библиотека, бухгалтерия, плановый, билетно – заготовительный отделы и хозяйственная служба. Исполнением художественного задания занимались администраторы залов, которые имели свой небольшой штат сотрудников. К концу 1990-х годов значение рекламно – издательского отдела изменилось, функции остались прежними, но объём, качество и задачи, поставленные перед ним, стали значительнее. С 1995 года начал функционировать юридический отдел.
Автор предполагает, что из всего проанализированного по трудному (в экономическом плане) времени можно сделать вывод:
- новые условия хозяйствования позволили государственным концертным организациям в значительной степени подготовиться и вступить в рыночные реформы начала 90-х годов менее болезненно, нежели это произошло в других сферах;
Другие статьи:
Скульптурная или объемная резьба
Скульптурная, или объёмная резьба, характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличии от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной рез ...
"Большие роботы" и доблестные юноши
Если основным видом аниме для девочек и девушек были сериалы о "девочках-волшебницах", то среди мальчиков и юношей наиболее популярными стали сериалы о "гигантских роботах". Это классическое меха аниме, иногда в смеси ...
Истоки украинского театра
Своими кронями украинский театр выходит от скоморохов Киевской Руси, эстетических идей барокко, связанных со школьными спектаклями Киево-Могиилняской академии и образно-философскими притчами Григория Сковороды.
...