О качественных изменениях в культурной жизни Украины в условиях развития украинской государственности свидетельствует динамика развития национального образования. Уже в марте 1917 г. была открыта украинская гимназия в Киеве, вскоре - университет в Екатеринославе, консерватория в Харькове, сельскохозяйственный институт в Одессе. В октябре 1917 г. начинает работу украинский народный университет в Киеве, в Житомире - украинский учительский институт. Тогда же открывается Научнопедагогическая академия. Активизируется издательское дело. За десять послереволюционных лет украинских периодических изданий выходило больше, чем за все 130 предыдущих лет, среди них, в частности, в 1921 г. - 121 журнал, 60 газет.
Летом 1918 г. была создана комиссия по организации проекта Украинской Академии наук (УАН) под руководством министра образования М, Василенко. В сентябре того же года проект был утвержден Советом Министров. Первым президентом УАН назначен В.Вернадский, член партии кадетов, выдающийся ученый и организатор науки. До 1928 г. неизменным секретарем Академии был А. Крымский, ученый с мировым именем, востоковед, славенист.
Значительный вклад в организацию УАН сделали украинские ученые академики: Д. Баталий, П. Тутковский, Е. Тимченко, М. Петров, М. Туган Барановский, С. Ефремов, В. Смаль-Стоцкий, М. Сумцов, М. Биляшевський, М. Холодный.
В Академии в разные периоды работали Д. Граве, М. Крылов, К. Воблый, М. Птуха, Г. Пфейффер, М. Кащенко, Д. Заболоцкий, В. Липский, А. Корчак-Чепурковский, Н. Перетц.
В 20-х под эгидой Академии плодотворно развивается наука. Уделяется внимание фундаментальным исследованиям в области промышленности, новых технологий, культуры и искусства.
Общий подъем национальной культуры был тесно связана с развитием литературного процесса. В 1918-1921 гг возникает большое количество литературных объединений, печатаются разнообразные художественные сборники и альманахи - "Искусство", "Литературно-критический альманах", Красный венок", "Музагет", "Гроздь", "Тетради борьбы", "Пути искусства", Октябрь", "Омут революции" и т.д.
Тогда же выходят поэтические сборники В. Чумака ("Запев"), В. Сосюры ("Красная зима"), И. Кулика ("Мои частушки"). Заметное место в поэзии занимают В. Блакитный, Д. Загул, Г. Эпик, В. Полищук, Е. Плужник, Г. Шкурупий. Событием культурной жизни стали поэтические сборники П. Тычины"Плуг "Солнечные кларнеты".
Для новой украинской поэзии того времени были характерны романтические настроения. Характерными чертами поэзии нового стиля были беспокойство, ускоренное движение жизни, поиски адекватных форм и средств художественного выражения. Важным признаком культурного возрождения стало продолжение гуманистических традиций Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Ольги Кобылянской, Михаила Коцюбинского.
На творчестве украинских литераторов 1917-1921 г. сказалось также влияние европейского модернизма. В частности, тяготение к нему было характерно для произведений поэта, театроведа, переводчика М, Вороного. Он учился на философском факультете Венского и Львовского университетов, хорошо знал европейскую литературу. На формирование его мировоззрения и литературно-эстетических вкусов повлияло знакомство с И, Франко. Он одним из первых ввел в украинскую лирику тему города, другие модернистские мотивы европейской поэзии, в которых противопоставлялись поэтическая одухотворенность и будничность. М. Вороной был одним из основателей Национального образцового театра (1917 г.), основателем и руководителем украинский высших драматических курсов (1918-1919 гг.) Этот выдающийся деятель украинской культуры XX века был дважды репрессирован, в 1934 и 1938.
Тенденции европейского модернизма, в частности в таких формах, как символизм и футуризм, заметны и в творчестве поэтов Д. Загула, Я. Савченко, О. Слисаренко, М. Терещенко, В. Кобылянский-го, Г. Михайличенко.
Другие статьи:
Роль Киево-Могилянской академии в развитии науки и образования на Украине в
16 – 18 века
Киево – Могилянская академия не только способствовала расширению среди широких верств народа научных знаний, но и формированию духовных ценностей. Среди воспитанников и слушателей академии были ученые, поэты, философы. Академия была центр ...
Декоративное Рисование Натюрморта
Натюрморт – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной.
На протяжении многовековой истории изобразительного творчества шло формирование натюрморта как сам ...
Витраж
Витраж (фр. vitrage – остекление, от лат. vitrum – стекло) – произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проём ...