Выдающийся представитель украинской поэзии П. Тычина, который после выхода сборника "Солнечные кларнеты"(1918 г.) снискал славу глубоко национального поэта. Его стихи имели новаторский резонанс далеко за пределами Украины. К сожалению, под давлением политической диктатуры поэт занял примиренческую позицию и был канонизирован как образцовый Певец социалистических преобразований. Однако лучшие произведения П. Тычины продолжают гуманистические традиции народной песне, творчества Г. Сковороды и Т. Шевченко. Они всегда объявят до читателя гениальной поэтикой украинского языка.
Особое место в развертывании культурного возрождения принадлежало неформальной литературной киевской группе «неоклассиков», их эстетическая программа характеризовалась стремлением к строгой формы, гармоничной завершенности стихотворения, подражанием классическим образцам. Они пытались лишить украинскую поэзию сентиментализма, превыше всего ставили в литературе профессионализм, пытались опираться в художественной практике на лучшие образцы европейской классики. В своей деятельности группа решительно выступала против идейной платформы «Пролеткульта», против профанации литературы призывами к массовости, пролетаризации, против отрицания классического культурного наследия.
Идейным вдохновителем группы «неоклассиков» был М. Зеров - выдающийся деятель национального возрождения, поэт, эссеист, критик, ученый. Он владел пятнадцатью языками, был блестящим переводчиком и стилистом, в совершенстве знал культуру античности, поднес украинскую поэзию с требованиями европейской эстетики. На радикальное вопрос Хвылевого "Камо грядеши? Н. Зеров ответил однозначно "Ad fontes" ("К истокам"). Основные задачи литературы Н. Зеров очерчивал следующими положениями: 1) освоение опыта всемирного писательства, 2) выяснение украинской литературной традиции и переоценка культурного наследия, 3) художественная требовательность и усиление технических требований. Путь к осуществлению этих задач, по его мнению, лежит через глубокое изучение того, что есть в украинской культуре вершинным достижением, усвоения культурных образцов Европы, создание собственных литературных форм. Н. Зеров также акцентировал на различия российского и украинского духовного процесса.
Выдающимся поэтическим индивидуальностью в группе неоклассиков был, несомненно, М. Рыльский. Настоящий взлет творчества поэта начинается с его сборника "Под осенними звездами" (1918 г.), где романтический дух раннего периода органично сочетается с изысканной лирической форме. В последующих сборниках 20-х гг "Сквозь бурю и снег", Синяя даль, "Тринадцатая весна" романтический элемент слабеет, зато усиливается классическая ясность. Поэзия М. Рыльского, в отличие от поэзии П. Тычины, построенная прежде всего на классических образцах. Особое влияние на него имела французская поэзия (парнасизм). Он обогатил украинскую культуру не только культивированием украинского языка, но и своими переводами с западноевропейской литературы.
В Киеве 20-х гг плодотворно действовали и другие литературные объединения - "Аспис", "Звено", "Марс", в состав которых входили талантливые литераторы
В. Антонеяко-Давидович, Н. Ивченко, Г. Косынка, Т. Осьмачка, В. Пидмогильный, Е. Плужник, Д. Фальковский. Они внесли значительный вклад в развитие украинского культурного процесса, однако их имена долгое время были вычеркнуты из народной памяти.
Известным представителем украинской литературы был Е. Плужник, поэт изящной стилистики, принадлежащего к талантам, которые "пишут навсегда". Даря Е. Плужник сборник своих стихов "Здания", М. Бажан написал: "Поэту, словом которого стоит моих тысячи слов".
Выдающимся теоретиком национально-культурного возрождения был Хвылевой. Он разделял принципы "неоклассиков", видел цель литературного процесса в раскрытии прекрасного в человеке. Такая позиция противоречила официальной советской идеологии, направленной на формирование пролетарской культуры и "классовых ценностей". Обосновывая черты нового художественного стиля национального возрождения, Хвылевой характеризовал его как "романтику витаизма", для которой, в частности, присущи ценности "фаустовской этики" - самосовершенствование и самодисциплина. Идеи М. Хвылевого разделяли многие деятели культуры Украины. Среди них - В. Эллан-Блакитный, О. Около, М. Иогансен, а также в некоторой степени М. Бажан, Ю. Яновский, А. Довженко.
Другие статьи:
Настоящий мастер
Ты - художник. В руках твоих - краски.
Мир мой - холст, нем под кистью твоей .
Ты на нём написать волен сказку,
Добрых гномов и ласковых фей…
В настоящее время Андрей полон мыслей и идей. Он не является заложником одного стиля. Разные ...
Скульптурная или объемная резьба
Скульптурная, или объёмная резьба, характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличии от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной рез ...
Интегральная
оценка ландшафтно-рекреационного потенциала
2,33
На территории Алтайского края имеются ландшафты пригодные для спортивного и лечебно – оздоровительного отдыха. ...