Официальная критика, отождествляла реализм с материализмом, а романтизм - с идеализмом, объявила романтизм классово враждебным явлением. В ответ на введение единого идеологического управления творческим процессом Хвылевой публикует ряд художественно публицистических произведений. Среди них широкую огласку получила статья "Украина или Малороссия?", Где писатель четко высказался за необходимость национально-культурного возрождения. Неприкрытые политические акценты содержит роман М. Хвылевого "Вальдшнепы". Бесспорно, это один из лучших национально определенных произведений тогдашней украинской литературы. К сожалению, его последние части утрачены при невыясненных обстоятельствах.
Подобные процессы национально-культурного возрождения происходили в 20-е гг и в драматургии и театре. Важнейшей задачей для новой драматургии был подъем украинского театра до современного профессионального уровня при сохранении его национальной оригинальности. Нужна была новаторская театральная эстетика, что бы соответствовало европейскому уровню.
В 1918 г. в Киеве действовали три театра: Государственный драматический под руководством А. Загаров и В. Кривецкого, Государственный народный П. Саксаганского и "Молодой театр", который организовали Лесь Курбас и Гнат Юра. В 1919 г. Гнат Юра отделился от
Театральная эстетика «Молодого театра» основывались на западноевропейских модернистских тенденциях, он стал основателем новейшего направления в истории украинского театрального искусства. Свой первый сезон театр открыл постановкой пьес "В пуще" Леси Украинские и "Затопленный колокол" Г. Гауптмана. Сенсацией сезона были спектакли "Гайдамаки" Т. Шевченко и "Царь Эдип" Софокла *
Лесь Курбас получил признание как выдающийся организатор театра и режиссер-реформатор театрального искусства. Воспитанный на классической образовании, он стремился поднять украинский театр до мирового уровня и сохранить присущий ему национальный стиль. В своих эстетических поисках режиссер приближался к программе неоклассиков, пытаясь синтезировать достижения классической европейской драматургии и традиции украинского театра. Традиции театра заложили фундамент новаторской театральной школы в Украине.
Развитие нового направления в драматургии значительной степени связан с творчеством писателя В. Винниченко, в которой отразились противоречия тогдашнего социально-политической жизни Украины. Значительную часть жизни он находился в эмиграции. С 20-х гг его драматические произведения стали широко известными в Западной Европе. В Берлине в 1921 г. была экранизирована его пьеса "Черная пантера и Белый медведь", в котором говорилось о трагическом разрыве между высокими идеалами искусства и нуждающихся реальностью богемы.
В драматургии В. Винниченко впервые выведен на сцену украинскую интеллигенцию, украинский город. Писатель художественно исследует психологию политизированной человека, революционера-самозреченця, личная жизнь которого подчинена общественным потребностям, а моральное естество - мировоззренческим идеалам и принципам. Показательна пьеса Между двух сил (1918 г.), где изображены конфликт между идеалам человека и его политическими взглядами, моральные качания личности в критических (пограничных) обстоятельствах. По типу художественного воплощения образов украинского революционного процесса писатель, по сути, предвидел развитие политической и духовной ситуации в украинском возрождении.
Широкую палитру взаимосвязей между человеком и новой исторической действительностью отражала драматургия М. Кулиша. Коллизия между ориентацией на общественные ценности и психологически укоренившимися мотивам индивидуализма, что проявляется как постоянное стремление к свободе, характеризует героев его пьес. Творчество М. Кулиша принадлежит к выдающимся достижениям украинской драматургии XX в.
Другие статьи:
Зимняя ветка
Робота над танцем «Зимняя ветка» («Winter-branch», музыка Ля Монте Йанг, сценография Роберта Раушенберга, 1960), Каннингхэм хотел изучить «все возможные способы падения на пол». Художнику он пояснил, что освищенние должно быть скорее ночн ...
Формирование русской культуры
Процесс формирования русской культуры своими корнями уходит в далекое прошлое и неразрывно связан с образованием древнерусского этноса, происходившего вместе с этногенезом других восточнославянских народов с первых веков новой эры на терр ...
Искусство мастеров итальянского Возрождения
С классической полнотой Возрождение реализовалось в Италии, в ренессансной культуре которой различают периоды предвозрожденческих явлений рубежа 13 и 14 вв. (Проторенессанс), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 – 1-я ...